UCL Holding лишился крупнейших речных причалов в Петербурге

Автор фото: Ваганов Антон

UCL Holding Владимира Лисина лишился крупнейших речных причалов в Петербурге: Речного вокзала на пр. Обуховской Обороны. Финансовые потери входящего в его холдинг ОАО "Пассажирский порт" могут превысить 100 млн рублей.

Входящее в UCL Holding Владимира Лисина ОАО "Пассажирский порт" лишилось права аренды крупнейшего комплекса причалов на Неве — Речного вокзала на пр. Обуховской Обороны, 106. Комплекс состоит из четырех причалов, общая длина стенки — 800 метров. Помимо Речного вокзала ОАО "Пассажирский порт" управляет причалами на Октябрьской наб., 31 (Уткина Заводь). Но пропускная способность этой пристани в 5 раз скромнее, чем Речного вокзала.
В этом году Уткина Заводь станет основной гаванью судоходной компании "Водоходъ". Она входит в транспортный холдинг Владимира Лисина и напрямую владеет 100% акций ОАО "Пассажирский порт". По оценкам экспертов, финансовые потери оставшегося без Речного вокзала ОАО "Пассажирский порт" могут превысить 100 млн рублей в год.
Тем временем новый арендатор причалов — ООО "Анхель" — уже в 1,5 раза повысил тарифы на обслуживание в порту.
В январе 2015 года Пассажирский порт обратился в арбитраж с иском к Росимуществу. Компания просила признать недействительным договор аренды причала с ООО "Анхель". В ноябре 2014 года это общество победило на электронном аукционе и получило право заключить 5–летний договор аренды причалов за 17 млн рублей в год. "До начала этого года мы даже не знали, что ФГУП "Электронные торги и безопасность" собирается прекратить с нами отношения", — посетовали в Пассажирском порту. В компании полагают, что отсутствие уведомления о проведении аукциона и действующий договор аренды являются для суда основаниями признать недействительными торги и заключенный по их итогам договор.
Такая позиция удивила опрошенных "ДП" участников рынка. "Как профессионал мог не знать о торгах? Данные о них есть на официальном сайте РФ. У меня в компании сидит специалист, который ежедневно просматривает профильные сайты", — недоумевает один из бизнесменов.
Доводы истца суд не убедили. Но Пассажирский порт намерен бороться. Тем более похожая история уже была в 2005 году, тогда компании удалось отстоять причалы в судах.

"Анхель", кто ты есть?

Победитель аукциона — ООО "Анхель" зарегистрировано незадолго до аукциона в Угличе Ярославской области. Учредитель — Светлана Жукова. Из открытых источников известно, что ей принадлежит аудиторская компания "Бизнес–компас", зарегистрированная также в Угличе Ярославской области.
Однако участники рынка сомневаются, что Светлана Жукова является истинным бенефициаром, поскольку для участия в аукционе нужно было заплатить залог более 10,8 млн рублей, а оборот ее аудиторской компании едва превышает 200 тыс. рублей в год.
"Я ничего рассказывать не буду. У компании есть генеральный директор. Он занимается ее делами, пусть рассказывает", — заявила Светлана Жукова "ДП". В свою очередь, генеральный директор ООО "Анхель" Андрей Лаверчук сослался, что его на работу нанимала Светлана Жукова и без ее ведома он не может ничего говорить об учредителях.
Некоторые участники рынка предположили, что за "Анхелем" может стоять ООО "Конт" (управляет многими причалами на пути из Петербурга в Москву и, в частности, Соляным причалом на Октябрьской наб., 29). "К нам "Анхель" отношения не имеет. Аукцион проводился зимой, вне сезона, у меня, например, не было свободных средств. Компания, способная оплатить задаток более 10 млн рублей, — игрок серьезный", — уверяет Алексей Обрядин, гендиректор ООО "Конт".
По другой версии, "Анхель" представляет интересы пермского предпринимателя Михаила Антонова. Ему принадлежит Волжско–Камское судоходное общество. В 2014 году он аккумулировал 70% паев петербургского круизного агента — ООО "Курс", в частности, 20% своих паев продал руководитель компании Олег Зеленков. Однако он отрицает причастность Антонова к "Анхелю". С самим пермским бизнесменом связаться не удалось.

Бессудные дни

Судоходные компании и их агенты не спешат заключать договоры с "Анхелем" из–за увеличения тарифов более чем в 1,5 раза.
"Причалы готовы к работе, укомплектован штат диспетчеров, матросов. Договоров пока нет, — сообщил Андрей Лаверчук. — Цену мы повысили в соответствии с увеличением арендной платы. Пассажирский порт платил меньше — 11 млн рублей в год. А мы хотим еще зарплату людям повысить".
"Водоходъ", самый крупный клиент Речного вокзала, не намерен в этом году пользоваться его услугами. "В связи со значительным падением спроса на речные круизы со стороны интуристов количество судозаходов в Петербург сократится. Возможности причала Уткина Заводь покроют наши потребности", — заявили в компании.
По мнению Алексея Обрядина, судоходным компаниям некуда деться, им придется пользоваться Речным вокзалом, так как весь флот в Уткиной Заводи и на Соляном причале не поместится. "Я, конечно, могу поставить суда в пять бортов, но тогда из Уткиной Заводи никто не выйдет", — говорит эксперт.