«Метрострой» нарастил выручку на треть

Автор фото: Михаил Огнев/Mikhail Ognev
Запуск тоннелепроходческого щита "Метростроя" в Шушарах для прокладки Фрунзенской линии. В центре - Марат Оганесян, вице-губернатор, Георгий Полтавченко, Сергей Вязалов, вице-губернатор, и Вадим Александров, генеральный директор "Метростроя".

«Метрострой» в 2014 году увеличил выручку на треть по сравнению с 2013-м — почти до 24 млрд рублей. Но уже в этом году компания рискует резко ухудшить показатели, если Смольный по требованию антимонопольной службы отменит результаты конкурса на строительство перехода от «Спасской» до «Горного института».

Согласно финансовой отчетности ОАО «Метрострой», выручка компании выросла с 18,3 млрд рублей в 2013 году до 23,8 млрд рублей в 2014-м. Такого результата предприятие добилось благодаря получению прошлой зимой крупного госзаказа на строительство продолжения Фрунзенского радиуса стоимостью 26 млрд рублей. Причем сумма контракта могла быть и выше: первоначально комитет по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) объявлял конкурс на 34,5 млрд рублей. Но после того как конкуренты «Метростроя» — московская компания «Космос» и сочинская Горно-строительная компания «Аврора» — предложили выполнить работы на 25% дешевле, КРТИ сократил лимит финансирования.
Гендиректор «Метростроя» Вадим Александров пояснял тогда «ДП», что вынужден участвовать в тендере, так как его компания уже работает на объекте и вложила в строительство собственные средства.
Выручка «Метростроя» за 2014 год могла бы быть почти вдвое больше, если бы предприятие получило заказ стоимостью 21,4 млрд рублей на прокладку подземной линии от «Спасской» до «Горного института» полгода назад. Конкурс был объявлен Смольным прошлой осенью, но на него не поступило ни одной заявки. Как предположил представитель крупной дорожно-строительной компании, потенциальных соискателей не устроили условия: участник должен был предоставить 6,4 млрд рублей в качестве обеспечения контракта и ввести в строй две станции («Театральную» и «Горный институт») в 2018 году. «В декабре Центробанк РФ повысил ключевую ставку до 17%, из-за чего кредиты и банковские гарантии резко подорожали: с обычных 10-14% годовых до 20% и выше. Для подрядчиков привлечение 6,4 млрд рублей стало слишком накладно», — поясняет собеседник.
Согласно условиям нового конкурса, итоги которого чиновники подвели месяц назад, присудив победу «Метрострою», сумма гарантии была уменьшена вдвое, а срок строительства продлен на год.
Однако «Метрострой» может потерять этот контракт, если результаты конкурса будут аннулированы, как этого требует Федеральная антимонопольная служба. В апреле конкурент «Метростроя» — ООО «Специализированное тоннельное строительство» (СТС) — обжаловал в ФАС итоги тендера. Заявитель утверждает, что банковская гарантия победителя была оформлена с нарушениями. Третий участник конкурса (компания «ПРиСС») к жалобе не присоединился.
По словам Вадима Александрова, контракт с «Метростроем» до сих пор не заключен. По его мнению, претензии конкурентов необоснованы. «Это полная авантюра! — прокомментировал он их действия. — Если примут решение аннулировать конкурс, то пусть метро строят СТС и ПРиСС. Только как они будут это делать? Сейчас в Петербурге, кроме нас, никто не может выполнять такие работы».
Получить комментарии ПРиСС и СТС не удалось.
В ОАО «Мосметрострой» (крупнейший подрядчик по строительству столичной подземки) считают, что компании из Москвы и регионов вполне могут составить конкуренцию «Метрострою» в Петербурге. В «Мосметрострое» подтверждают свой интерес к выходу на петербургский рынок, если будет крупный тендер.
В последнее время участились атаки чиновников на «Метрострой», отмечают эксперты. Так, в прошлом году ФАС уже отменяла итоги конкурсов, в которых победил «Метрострой» (по строительству продолжения Невско-Василеостровской и Лахтинско-Правобережной линий метро общей стоимостью 940 млн рублей). В апреле Центробанк оштрафовал «Метрострой» за финансовые нарушения (суть нарушений не уточняется).
Участники рынка считают, что чиновники таким образом оказывают давление на крупных акционеров «Метростроя», отца и сына Вадима и Николая Александровых, которые не соглашаются уступать Смольному часть своих акций в капитале компании. Александровым совокупно принадлежит свыше 36% «Метростроя», городу — 46%. КРТИ в прошлом году сообщал «ДП», что город намерен увеличить размер своего пакета до контрольного. Вадим Александров также подтверждал, что собирается наращивать семейную долю. В последние 5 лет пакет заместителя гендиректора «Метростроя» Николая Александрова ежегодно прирастает на 1-3%.