Алексей Устаев добавил "Санкт-Петербургу" этажей

Автор фото: Александр Николаев/Интерпресс

Структуры председателя правления банка «Викинг» Алексея Устаева завершили реконструкцию отеля «Санкт-Петербург». Работы по реновации номеров, пострадавших в пожаре 20 лет назад, длились почти 3 года и, по оценке экспертов, обошлись собственнику в 0,5 млрд рублей.

В Петербурге завершилась реконструкция четырех этажей гостиницы «Санкт-Петербург» на Пироговской набережной, пострадавших при крупном пожаре в 1991 году. До реконструкции сгоревшие номера были законсервированы. Решение об их ремонте собственник гостиницы — ООО «Десима Санкт-Петербург» (по данным СПАРК, компания на 51% принадлежит председателю правления банка «Викинг» Алексею Устаеву и на 49% — ООО «Десима инвестментс ЛТД») принял только в 2012 году.
Тогда гендиректор гостиницы Андрей Петелин заявлял «ДП», что реновация будет представлять собой большой косметический ремонт без перепланировок. «Число номеров в итоге увеличится на 40%, поскольку помещения, которые были из-за пожара выведены из эксплуатации, снова будут включены в бизнес-оборот», — отмечал он.
Сегодня Андрей Петелин был недоступен для комментариев. Но представитель отеля заявил «ДП», что новые номера в эксплуатацию еще не введены. «Мы надеемся открыть их для туристов в летний сезон», — сообщил представитель отеля.
Напомним, что подряд на реконструкцию по конкурсу получила компания STEP. Больше года шло проектирование. Непосредственно к ремонту подрядчик приступил только в мае 2013 года.
Всего в отеле 665 номеров. Площадь реконструкции составила 9,6 тыс. м2. Была проведена реновация холлов, служебных помещений и 248 номеров гостиницы с шестого по девятый этажи. Во время реконструкции отель не прекращал принимать постояльцев.
Руководитель проекта в компании STEP Николай Соловьев сообщил «ДП», что обновленные номера оснащены современным противопожарным оборудованием, системами электроснабжения, освещения и звукоизоляции. «Двенадцать реконструированных номеров теперь относятся к категории люкс, которая в отеле до сих пор представлена не была», — сообщил он.
Стоимость работ не раскрывается. По оценке директора по продажам УК Docklands Екатерины Запорожченко, стоимость реконструкции гостиницы с учетом меблировки номеров составила 450-500 млн рублей.
Примеров успешной реновации отелей советской эпохи в Петербурге немного. Можно вспомнить отели «Парк Инн Пулковская» и «Парк Инн Прибалтийская» (ими управляет Rezidor Hotel Group), «AZIMUT Отель Петербург» (бывшая гостиница «Советская»), а также гостиницу «Москва».
«Гостиницы советской эпохи обладают конструктивными особенностями, которые не вписываются в современный формат. Поэтому многие игроки отельного рынка предпочитают строить гостиницы с нуля, ориентируясь на требования конкретного оператора», — говорят эксперты NAI Becar.
Правда, затраты на реновацию старых отелей окупаются быстрее, чем вложения в капитальное строительство новых зданий на их месте. «Средний срок возврата таких вложений составляет 5-6 лет. Здание с аналогичным номерным фондом, построенное с нуля, окупалось бы 20 лет», — утверждают эксперты Jones Lang LaSalle Hotels.
Сейчас в Петербурге, по данным аналитиков JLL, работают 119 гостиниц на 19,8 тыс. номеров категории три, четыре и пять звезд (с количеством номеров в каждом — более 50). Для достижения западного уровня Петербургу требуется свыше 32 тыс. номеров. «При тех темпах строительства отелей, что наблюдались в Северной столице в последние годы (1200-1400 гостиничных номеров ежегодно), для насыщения рынка гостиниц понадобилось бы более 5 лет», — подсчитали эксперты АРИН.
Но на 2015 год отельеры открытий новых гостиниц в Петербурге не заявили. Общий туристический поток в Петербурге за прошлый год из-за геополитических событий и экономического кризиса снизился на 10% и составил 5 млн туристов. В результате среднегодовая заполняемость отелей снизилась на 5-7%, а доходность на номер — на 8%.
«Показатели гостиничного рынка в 2014 году сократились не так сильно, как в 2009 году. Но новый рубль создает сейчас гораздо больше проблем, чем любое снижение спроса. Отели генерируют денежный поток в рублях, а инвесторы изучают валютную стоимость актива. С учетом этого стоимость гостиниц за год фактически сократилась вдвое», — говорит Дэвид Дженкинс из JLL.