Выборгский судостроительный завод наращивает портфель заказов и снижает выплаты банкирам

Автор фото: Яндолин Роман

ВСЗ подписывает с "Атомфлотом" контракт на строительство ледокола стоимостью 6 млрд рублей. Привлечение новых заказов позволило судозаводу добиться беспрецедентного снижения процентов по кредитам и в 2 раза сократить затраты на обслуживание долга.

Выборгский судостроительный завод (ВСЗ, входит в Объединенную судостроительную корпорацию) подписывает сегодня контракт с ФГУП "Атомфлот" на строительство портового ледокола проекта Aker ARC 124 для ОАО "Ямал СПГ". Стоимость контракта 6 млрд рублей, или $117 млн. Выполнить заказ судозаводу предстоит к 30 ноября 2018 года. Ледокол предназначен для проводки танкеров в порт Сабетта, сопровождения танкеров при маневрировании в акватории порта, а также для прочих работ в его акватории.
Несколькими неделями ранее, как писал dp.ru, ВСЗ подписал контракт с ООО "Газпромнефть Новый порт" на строительство еще двух ледоколов — им предстоит обеспечить вывоз углеводородов в Европу по Севморпути с Новопортовского месторождения, находящегося на западе Обской губы, на полуострове Ямал. Сумму сделки в корпорации не раскрывают. Однако контракт на строительство похожего ледокола для финского транспортного агентства ОСК подписала год назад — тогда цена судна по контракту составила примерно $140 млн. Оба ледокола ВСЗ должен построить до 2018 года.
Глава ВСЗ Александр Соловьев прогнозирует, что благодаря этим заказам по итогам 2015 года выручка завода может достигнуть 10 млрд рублей, что в 1,5 раза выше уровня 2014 года. Правда, ранее глава верфи переживал, что значительную часть прибыли "съедят" резко возросшие проценты по банковским кредитам, но к апрелю ВСЗ удалось добиться от основного кредитора — группы ВТБ — существенного снижения процентных ставок: с 24-27% годовых до 13,75-15% годовых.
"Добиться снижения процентных ставок нам удалось благодаря поддержке Минпромторга, губернатора Ленобласти Александра Дрозденко и главы Ассоциации судостроителей Петербурга и Ленобласти Владимира Александрова", — перечисляет Александр Соловьев. По его словам, с декабря прошлого года, когда банкиры в едином порыве повышали ставки по кредитам, ВСЗ практически перестал кредитоваться.
"Из-за дефицита финансовых ресурсов мы остановили строительство ледоколов, перешли в режим жесткой экономии. Спасибо материнской компании, она выделила средства, которые позволили нам своевременно рассчитаться с банками. Мы обращались везде, где только можно, говорили, что сложившиеся ставки по кредитам убийственны для промышленности, и вдруг в апреле ВТБ принял уникальное решение снизить ставки", — говорит глава ВСЗ.
По мнению Александра Соловьева, теперь, когда у завода появились четкие производственные перспективы и реальные контракты, размер регулярных выплат банкам сократится в 1,5-2 раза.
В перспективе 2019-2020 годов ВСЗ рассчитывает получить заказ на второй ледокол и тяжелый буксир ледового класса для "Ямал СПГ", а также построить еще один ледокол для "Газпром нефти".
По словам финансовых аналитиков, снижение ставок по корпоративным кредитам на 10 процентных пунктов и более — уникальное явление на сегодняшний день. В последние месяцы, несмотря на то что Банк России по чуть-чуть снижает ключевую ставку, кредитные организации не спешат возвращать проценты к уровням октября-ноября прошлого года. Например, Сбербанк России, крупнейший кредитор отечественной промышленности, объявил в конце февраля о снижении процентных ставок по корпоративным кредитам лишь на 2 процентных пункта. Причем снижение ставки затронуло только вновь выдаваемые займы в зависимости от срока и типа кредитования, а также индивидуального кредитного риска заемщика, а по ранее одобренным кредитам ставка не пересматривалась.
В мае заемщики могут рассчитывать на более существенное снижение ставок. Банк России 30 апреля снизил ставку с 14 до 12,5%.