Центробанк готовится снижать ключевую ставку

Через несколько часов Центробанк, как надеются финансисты, объявит о снижении ключевой ставки. Но это решение не обязательно приведет к желаемому ослаблению рубля. Кому-то предстоит подсчитывать выигрыши, а кому-то придется сокрушаться о собственных неверных ставках.

Ставки сделаны, ставок больше нет, говорит крупье, прежде чем крутануть рулетку. Результатов сегодняшнего заседания совета директоров Центрального банка мы должны ждать с надеждой — так во всяком случае думает министр финансов России. Именно слово "надежда" употребил он во время недавнего выступления в Петербурге. "Последние решения совета директоров (ЦБ РФ) были позитивными и привели к снижению ставок, — пояснил свою мысль министр, — и рынок сейчас ждет".
Надежда — это то, что поддерживает нас в трудные дни, но на что именно следует нам надеяться? Ставка на снижение ставки рефинансирования, скорее всего, оправдается, поскольку укрепление рубля — не совсем то, что нужно правительству для выполнения бюджета. Рубль укрепился в пику экономической ситуации — вопреки квартальному спаду ВВП в промышленности, мощному скачку инфляции, росту безработицы и даже рассуждениям фанатов импортозамещения о том, что дешевый рубль непременно превратится в золото.
На самом деле своим укреплением рубль действительно обязан финансовому регулятору — точнее, его решению резко снизить ставки по валютным кредитам для банков, накачивая рынок валютной ликвидностью. Рассуждая формально, последний раз Центробанк проводил интервенции аж 30 января, когда продавал валюту по поручению Федерального казначейства. Но валютный кредит (репо) под низкий процент — предложение, от которого невозможно отказаться, особенно если у вас есть долг 8 трлн рублей (столько российские банки должны ЦБ РФ) и вы должны этот долг постоянно рефинансировать. Банки и не отказались — взяли у ЦБ валюту, направили ее на рынок — рубль отреагировал укреплением, валютные кредиты оказались еще более выгодными, и задолженность банков по этим кредитам начала уверенно расти. В сущности, ЦБ РФ и в феврале, и в марте занимался валютными интервенциями, только упаковав их в привлекательную обертку.
Российские золотовалютные резервы (ЗВР) при этом формально не сокращались, ведь еще с 2012 года Банк России публикует информацию о платежном балансе РФ в двух вариантах. В основном варианте движение резервов и чистого ввоза капитала банками соответствует официально публикуемым размерам ЗВР.
А в дополнительном эти данные "корректируются на объем ликвидности в иностранной валюте, предоставленной Банком России кредитным организациям на возвратной основе". То есть валютные кредиты, выданные банкам, продолжают учитываться в составе ЗВР.
Любопытно, что в этой ситуации в пользу российской валюты сыграла даже необходимость выплаты внешнего долга российскими компаниями. В условиях укрепляющегося рубля корпорации предпочли использовать для расчетов валюту, накопленную ранее, а значит, спрос на доллары снизился. Примерно то же самое сделало и население, продавшее более $4 млрд: доходы сократились, а необходимость выплачивать кредиты никто не отменял. Впрочем, 5 млн россиян по кредитам уже не платят. При этом вырученные рубли не поддержали потребительский рынок. Согласно данным Росстата, общий объем розничной торговли в феврале 2015 года по сравнению с прошлогодним сократился на 7,7%, а розничная продажа пищевых продуктов за тот же период сократилась на 7,9%.
С учетом того, что российские продукты, заместившие импорт, превысили этот импорт по цене, делать ставку на победу местного пищепрома в мировом масштабе будет не вполне своевременно.
Отдадим должное Центробанку, там заговорили о "переоценке" рубля и в апреле несколько раз повышали процентные ставки по валютным кредитам, что, конечно же, привело к сокращению спроса на валюту со стороны банков.
Но разница в ставках по рублям и долларам по-прежнему велика, и даже возможное сегодняшнее понижение ключевой ставки ЦБ РФ может и не ослабить рубль в ближайшие недели. Диспаритет валютных и рублевых ставок по-прежнему позволяет ведущим банкам зарабатывать на дорожающем рубле.
Но даже разворот рубля в сторону удешевления еще не обернется экономическим ростом. Валюта, которая в течение 2 месяцев может потерять треть стоимости, а в течение следующих 2 месяцев вернуться к прежним показателям, с неясной перспективой, никак не может считаться стабильной. И делать на нее ставку рискованно.