Почему практически все российские сериалы — это ложь и бессилие

Автор фото: Джапаридзе Михаил/ТАСС

 Журналист Игорь Шнуренко - о том, почему "Семнадцать мгновений весны" - это правда, а практически все российские сериалы после "Улиц разбитых фонарей" — это ложь и бессилие.

C другом, приехавшим в гости, несколько вечеров пересматривали "Семнадцать мгновений весны". Сигары, виски и проектор с большим экраном ничуть не помешали восприятию фильма, сделанного для эпохи мебельных стенок с Дюма и хрусталем, чая со слониками и латышских радиоприемников "Сакта".
Впечатление осталось феерическое. От неброской, совсем не "авторски–стильной" режиссуры. От игры актеров, которым веришь сразу. Когда смотришь современный сериал, думаешь: вот актер Машков, который рвет жилы, стараясь походить на афганца. А здесь — настоящий Штирлиц. И настоящий Мюллер, хоть и говорит по–русски. И настоящий партайгеноссе Борман, партаппаратчик, похожий на нынешних.
Почему "Семнадцать мгновений весны" — это правда, а практически все российские сериалы после "Улиц разбитых фонарей" — это ложь и бессилие?
Ведь при всей поддержке Госкомитета СССР по кинематографии режиссер Лиознова не могла снимать в Берлине, где происходит действие. Ничего, обошлась Ригой и Таллином, которые теперь зарабатывают на великом советском сериале свой туристический евро. И ты веришь, что это и есть Берлин, который ежедневно бомбит союзная авиация.
Действие сериала происходит в фашистском Рейхе, главные герои — эсэсовцы, но кровь не льется рекой, как это было бы, если бы за дело взялась семья Бондарчук. И насколько сильной сценой в итоге является та, где Холтофф открывает окно, угрожая застудить ребенка!
Как вы представляете современный фильм, первые 5–10 минут которого главный герой задумчиво бы гулял по парку? А между тем именно с такого длинного эпизода герой Вячеслава Тихонова начинает проникать нам в душу.
И дело здесь не только в мощи его актерского таланта — в этой сцене прекрасно играют и деревья в парке.
Секрет советских сериалов и причина лживости, вне зависимости от затрат, сериалов нынешних — в мотивации героев и в том, что сегодня ими движут мелкие страсти. Да, месть, страх, похоть, жажда власти и наживы приковывают зрителя к экрану, но в конце рождают ощущение лжи и пустоты.