В Петербурге под угрозой закрытия оказались заправки для маломерных судов

Автор фото: Яндолин Роман
Открытие губернатором Санкт-Петербурга Георгием Полтавченко и председателем правления ОАО "Газпром" Алексеем Миллером первого многотопливного автозаправочного комплекса "Газпромнефть".

В Петербурге и в Ленобласти под угрозой закрытия оказались заправочные станции для маломерных судов. Контролирующие органы требуют, чтобы владельцы заправок получали такой же объем разрешительной документации, как крупные портовые бункеровщики.

Плавучие заправочные станции (ПЗС) появились в Петербурге в 2003 году. Они представляют собой маломерные суда (длиной до 17 м) с топливными емкостями и аппаратами для заправки. Причем самостоятельно передвигаться по воде ПЗС не могут, утверждает Ринат Муртазин, гендиректор ООО «КТК» (владеет несколькими речными заправками в Петербурге и Ленобласти). Ежегодный оборот всех ПЗС обоих регионов — всего около 2 млн рублей.
Для начала заправочной деятельности эти предприятия раньше оформляли такие же документы, как и сухопутные АЗС. Однако в прошлом году требования контролирующих органов изменились.
«Речмортранснадзор стал предъявлять к нам такие же требования, как и к бункеровщикам в нефтеналивных портах. То есть мы должны получать лицензию на перевалочную деятельность, нанимать как минимум трех капитанов на каждую ПЗС. Вдобавок владельцы катеров, которые заправляются у нас, тоже должны получать такие же лицензии, так как, по мнению чиновников, они тоже занимаются перевалкой, если пользуются услугами наших заправок», — поясняет Ринат Муртазин.
По его словам, выполнение этих требований приводит к дополнительным затратам. В результате бизнес по судовой заправке, который и без того был не очень прибыльным, стал убыточным. В прошлом году уже закрылись четыре из 24 действовавших в Петербурге и Ленобласти ПЗС. Большинство оставшихся владельцев плавучих заправок также собираются их закрывать и продавать. Стоимость одного заправочного судна — 17-25 млн рублей.
Гендиректор ООО «Элегаз» Елена Цуканова рассказала, что принадлежащая ее компании ПЗС по итогам прошлого года получила убыток в 300 тыс. рублей. «Мы вынуждены ее содержать, так как у нашей компании есть также яхт-клуб, и нам без заправки не обойтись», — говорит она. По ее словам, в прошлом году против ее компании было заведено уголовное дело по факту мошенничества в крупном размере, так как ПЗС не выполняет требования Речмортранснадзора.
Гендиректор ООО «Фюэл системс инжиниринг» Игорь Воробьев сообщил, что ему тоже поступали предупреждения, что в отношении его компании может быть заведено уголовное дело.
Игорь Воробьев отмечает, что до сих пор в Петербурге и Ленобласти была сосредоточена половина всех ПЗС, которые имеются в России. Всего, по его данным, в РФ действует около 50 таких объектов. «Если ситуация не изменится, то этот сегмент бизнеса просто исчезнет», — уверен Игорь Воробьев.
По мнению президента Нефтяного клуба Петербурга Олега Ашихмина, проблема в том, что в законодательстве не прописано, как классифицировать ПЗС. Контролирующие органы не считают возможным относить такие объекты к заправочным станциям. «Требования, которые чиновники предъявляют к ПЗС, абсурдны. Значит, нужно внести изменения в законодательство», — говорит он.
Заместитель гендиректора ПТК Леонид Чурилов считает, что ПЗС нельзя отнести ни к бункеровщикам, ни к АЗС. Нужно внести отдельный пункт в законодательство, где бы специально прописывались требования к ПЗС, полагает он.
Получить комментарий Речмортранснадзора сегодня не удалось.
Владельцы плавучих заправок уже обратились в Правительство Ленобласти и Петербурга с просьбой разобраться в ситуации.
Глава Ленинградской областной торгово-промышленной палаты Кирилл Поляков заявил, что через российскую Торгово-промышленную палату будет инициировать внесение изменений в законодательство. «Наша задача — максимально упростить жизнь этих энтузиастов, чтобы хотя бы эти первые ласточки заправочного бизнеса не загнулись», — говорит он.