Тяжелые времена грузовых перевозок

По разным оценкам, объем рынка автомобильных грузоперевозок Петербурга объемом 65 млрд рублей сократился на 30–50%. И в светлое будущее транспортные компаниипока отказываются верить.

Согласно официальным данным "Петростата" , по итогам 2014 года грузооборот петербургских автомобильных транспортных компаний увеличился на 30%, составив 1,6 млрд т / км. Эксперты оценивают объем российского рынка коммерческих грузоперевозок примерно в 2,9 трлн рублей, оборот компаний, зарегистрированных в Петербурге, составляет около 65 млрд рублей.
При этом сами участники рынка говорят о сильнейшем спаде. "Рынок рухнул примерно на 50%, и говорить о будущем сейчас крайне сложно. При этом тяжелее всего сейчас приходится компаниям, у которых автомобили находятся в лизинге или взяты в кредит. Крупные фирмы выживают благодаря "качественным" контрактам. Но они хороши не с точки зрения себестоимости, а с точки зрения сроков — они более длительные", — говорит генеральный директор ООО "Миларин" Александр Носков.
В свою очередь, директор ЗАО "АД–Системс" Геннадий Паластров отмечает, что объем рынка автомобильных грузоперевозок сократился примерно на 30%. Больше всего сокращение коснулось контейнерных перевозок.

Непростые перевозки

Перевозчик является промежуточным звеном между производителем и потребителем. Упало производство, снизилась покупательная способность, и автоматически просел рынок перевозок. "По последней информации, грузоперевозки в скандинавском направлении сократились на 28%, в прибалтийском — примерно на 8–12%. В последнем случае рынок, вероятнее всего, продолжит сокращаться. По нашим оценкам, еще на 8–10%", — пояснил заместитель начальника представительства Ассоциации международных автоперевозчиков (АСМАП) Константин Шаршаков.
По его словам, в ассоциации было 510 перевозчиков. По последним данным, уходят около 40 компаний. В большинстве своем это мелкие компании, в которых 12 и менее автомобилей. По расчетам АСМАП, чтобы компания вышла на среднюю рентабельность, у нее должно быть не менее дюжины машин. Александр Носков считает, что одним из главных недостатков происходящего является то, что перевозчикам платят не напрямую, а через экспедиторов, которые диктуют условия перевозчикам. "Перевозчикам стало крайне трудно выживать — подорожали автомобили, топливо. В следующем году некоторые федеральные трассы станут платными, а все это — дополнительное бремя для перевозчиков, которые и так сейчас теряют работу. Довольно много компаний уходят с рынка международных перевозок", — добавил Геннадий Паластров.

Надежды нет

Петербургские компании практически в один голос говорят о трудностях, из–за которых рынок, можно сказать, умирает. "Сейчас на рынке крайне тяжелая ситуация, можно говорить о том, что он находится на грани полного краха. И проблемы здесь возникли не вчера, они глубинные. Конечно, то, что сегодня происходит в стране и вокруг нее, отразилось и на грузоперевозках, но нельзя говорить, что это сыграло решающую роль", — поясняет директор ЗАО "Мидас" Михаил Климов.
Прогнозы игроков на ближайшее будущее не отличаются оптимизмом. Большинство из них считают, что рынок не выйдет из кризисного состояния минимум до середины — конца 2016 года. "Если общий спад сейчас остановится и зафиксируется хотя бы на сегодняшнем уровне, то впоследствии рынок должен оживиться. Безусловно, крайне важно снижение ставки рефинансирования и общей налоговой нагрузки", — подчеркнул Константин Шаршаков.
По словам Геннадия Паластрова, на рынок необходимо ввести лицензирование. Дело в том, что сейчас работают три вида компаний — крупные перевозчики, которые заключают длительные контракты, компании, которые ищут заказы от раза к разу, и частники. За последними практически нет никакого контроля — где они хранят свои автомобили, в каком они состоянии, как себя чувствуют водители и прочее, неизвестно. При этом они обходят большинство платежей, которые обязаны платить добросовестные перевозчики. В итоге их тарифы заметно меньше, и они "отбирают" заказы добросовестных компаний. Хотя качество их услуг и безопасность оставляют.
Сильнее всего сейчас пострадают малые компании, так как у них практически нет возможности кредитоваться из–за слишком высоких ставок. Крупные компании просто скоро окажутся в тупике. "Например, я покупал тягач в 2011 году за 2,8 млн рублей со ставкой по лизингу в рублях 11%. Теперь такой же автомобиль стоит около 6,8 млн рублей плюс ставка по лизингу 22%. Это совершенно неприемлемые условия для бизнеса", — резюмировал Михаил Климов.