Неподъемные погрузчики

Рынок погрузочно–разгрузочного оборудования в России в прошлом году сократился на 19% из–за роста курсов валют и, как следствие, удорожания техники в рублях.

Основной техникой, которая используется на складах для погрузочно–разгрузочных работ, являются вилочные погрузчики. По данным компании Jungheinrich Group, в 2014 г. мировой рынок подъемно–погрузочного и складского оборудования вырос на 8% и составил 1,09 млн вилочных погрузчиков. При этом Европа показала прирост 9%, до 344,5 тыс. единиц. В Западной Европе спрос вырос на 11%, тогда как объем рынка в Восточной Европе фактически остался без изменений (–0,4%) из–за падения российского рынка на 19%, отмечается в годовом отчете компании Jungheinrich. А еще в 2011 г. отмечался рост российского рынка более чем на 50%.
Таким образом, по оценкам участников рынка, в 2014 г. российский рынок вилочных погрузчиков составил около 20,5 тыс. единиц техники, или 15–20 млрд рублей.

Со всей планеты

На российском рынке широко представлены европейские, американские, японские и китайские бренды. Как рассказывает Максим Кирютин, коммерческий директор компании CVH (официальный дилер производителей спецтехники), самые крупные игроки внутрискладской техники на рынке погрузочно–разгрузочного оборудования — это Kion Group AG (Linde Material Handling, OM STILL, Voltas, Baoli, Fenwick), Toyota Material Handling RUS, Jungheinrich. Чуть менее известны концерн MLM, LOC–MANITOU (LOC — внутрискладская техника, MANITOU — вилочные и внедорожные погрузчики), который входит в топ–10 мировых производителей по объемам продаж погрузчиков. Также представлена продукция американского холдинга NACCO Industries (торговые марки Hyster и Yale).
"Рынок погрузочно–разгрузочной техники постепенно завоевывают китайские производители, — отмечает менеджер отдела продаж компании CAYRUS Равиль Мубаракшин, — связано это с тем, что улучшается качество их продукции, а цены на нее при этом ниже, чем на оборудование производителей других стран". Это такие производители, как HC Hangcha Group Company Ltd, EP Equipment и др.
В России свои погрузчики выпускает, например, Машиностроительный завод имени М. И. Калинина, ОАО "Тверской экскаватор" и др.

Дорого купить

Большинство техники приобретается складскими провайдерами за рубежом, уточняет руководитель отдела методов и процессов FM Logistic Галина Житкова. Поэтому эти операции напрямую зависят от курса рубля. Так, по словам Максима Кирютина, в рублевом эквиваленте удорожание доходило до двух раз. Чтобы компенсировать падение спроса, импортеры немного снижают цены в евро и долларовом эквиваленте за счет уменьшения маржи компании.
Но даже несмотря на то, что производители, дилеры, дистрибьюторы снижают прайсовые цены, в рублевом эквиваленте они все равно выше, чем раньше, отмечает Равиль Мубаракшин. В связи с ростом цен изменилась и ситуация со способом приобретения техники. "Раньше, до кризиса, 60% техники приобреталось в собственность, 20% — в аренду и столько же в лизинг, — рассказывает менеджер по продажам петербургского филиала Jungheinrich Андрей Скрябин, — сейчас технику в основном берут в аренду".
Участники рынка в целом отмечают, что по итогам I квартала 2015 г. аренда погрузочно–разгрузочной техники — явный фаворит, а вот приобретение в лизинг немного приостановилось.
Основные надежды производителей и поставщиков техники на 2015 г. связаны со стабилизацией рубля. Кроме того, как отмечает Андрей Скрябин, темпы развития складской недвижимости в связи с кризисом замедлились, уменьшился и объем потребления техники. Старые объекты заполнены необходимой техникой. Складскую технику на объектах меняют 1 раз в 5–7 лет. Поэтому рынок ждет ввода новых объектов.