Грузоперевозки ушли в облака

Кризис незначительно повлиял на рынок программного обеспечения для грузоперевозок. Эксперты надеются, что небольшое падение компенсируют спрос на облака и интеграция спутниковых технологий с тахографией.

На российском рынке специализированного ПО для компаний, занимающихся грузоперевозками, предлагают свои решения около 200 разработчиков, это более 1,5 тыс. различных программных продуктов, говорит директор по производству компании "АстроСофт" Вячеслав Нанобашвили.
Предлагаются разные системы на различных технологических платформах. Что касается специализированных решений, то только на платформе 1С разработан ряд отраслевых продуктов, которые предназначены для транспортных предприятий. Отраслевые продукты партнеров 1С (в том числе компании AXELOT, ITOB, 1С–РАРУС) распространяются через широкую сеть франчайзи 1С, которых только в Петербурге 160 компаний.

Спутниковый мониторинг

Одним из наиболее развивающихся сегментов на рынке ПО для грузоперевозок является сегмент спутникового мониторинга передвижения транспорта (СМТ). Его емкость в Петербурге, по разным оценкам, составляет от 600 млн до 900 млн рублей в год. Последние 5 лет рынок рос на 20% в год, сейчас — на 10%. Эксперты оценивают его как высококонкурентный. В России — несколько десятков производителей компонентов и несколько сотен интеграторов, в Петербурге — около десяти производителей и несколько десятков интеграторов, уточняет ведущий менеджер продуктов ГК "СКАУТ" Иван Котов. По его словам, новым толчком к развитию СМТ могут стать требования государства к перевозчикам оснастить грузовой транспорт тахографами. Уже сегодня разработчики ПО предлагают интегрированные решения, которые объединяют в себе функции мониторинга и тахографии, что в комплексе окупается быстрее, чем простая установка тахографов. На развитие СМТ также влияют и мировые стандарты. Западные компании, работающие в России, соблюдают принципы безаварийного вождения и охотно внедряют решения, которые позволяют при помощи спутниковых технологий снижать число ДТП и увеличивать ресурс работы транспорта.

Облака в моде

Еще одной тенденцией является распространение облачных технологий. Почти все основные производители систем и компонентов мониторинга выпустили свои облачные версии продуктов. Это выгодно и интеграторам, и клиентам. Первые, размещаясь на облаке поставщика, не тратят время на обслуживание системы, а целиком сосредотачиваются на работе с клиентами. Клиенты же получают более совершенный сервис, уверен Иван Котов. Облачные сервисы можно быстро и недорого внедрить. Клиенты обычно платят ежемесячно или оформляют годовую подписку. Это удобно для заказчика: он может пользоваться сервисом столь долго, сколько требует его бизнес, отмечает менеджер по работе с клиентами компании "Каргоонлайн" Наталья Герцен. Средняя цена на такие сервисы — от нескольких тысяч рублей в месяц для малого бизнеса до 30 – 50 тыс. рублей для среднего бизнеса.
Недостаток облачных решений в том, что только немногие из них могут покрыть весь рабочий процесс. Поэтому компании обычно покупают несколько сервисов, например облачную TMS (transportation management system) и сервис для ведения бухгалтерии. Крупные же компании пользуются 10 – 15 сервисами для решения своих задач. Возможно покрыть весь рабочий процесс и одним продуктом, цены на них доходят до нескольких сотен тысяч рублей в месяц, говорит Наталья Герцен. "Чем глубже кризис, тем больше наш клиент думает об оптимизации расходов. Покупка и установка ПО помогает экономить", — уверен Владимир Власенко, исполнительный директор компании "Адвантум".
Директор ООО "ПРОРЕСУРС" Юлия Мазанько уверена, что нынешний кризис, в ходе которого на рынке останутся только самые сильные игроки ПО, должен способствовать появлению "серьезных решений для контроля за автотранспортом". "Они будут включать в себя не только позиционирование транспортного средства в пространстве и отчеты по расходу топлива, но и встроенные логистические модули, грамотную маршрутизацию, пользовательскую навигацию, гибкую систему отчетов", — уверена она.

Логисты — за свое

Интересно, что представители некоторых логистических компаний скептически относятся к рынку ПО для грузоперевозок. "Я не верю в полноценный рынок данного ПО, не верю в "коробочные" (готовые, стандартные) решения. Мы используем собственное ПО для организации грузоперевозок, поскольку только оно может обеспечить необходимую гибкость", — говорит Павел Соловьев, заместитель директора по информационным технологиям DPD в России. По его оценке, ПО для грузоперевозок для крупной логистической компании стоит от нескольких миллионов до нескольких десятков миллионов рублей и более.
"Лидеры рынка перевозок, как нашего, так и зарубежного, создают ПО для обеспечения бизнес–процессов практически полностью сами", — поддерживает коллегу Михаил Граблев, директор департамента IT транспортно–экспедиционной компании "ПЭК".
Разработчики программного обеспечения подтверждают, что "коробочного" решения, которое бы справлялось со всем спектром транспортно–логистических задач, нет. Как правило, ИТ–инфраструктура крупных компаний состоит из разного программного обеспечения. И для них важно, чтобы эти продукты могли работать в одной связке, обеспечивая общие бизнес–процессы. Также распространена доработка программных компонентов под требования клиента. Это может быть своя система отчетов, отдельные плагины или даже собственное уникальное ПО.