Банки увеличили продажу долгов коллекторам на 63%

Автор фото: Александр Петросян/Коммерсантъ

Банкам все труднее продать коллекторам плохие долги частных клиентов, хотя их становится все больше. Вернуть их даже агрессивными методами все сложнее. За год рынок плохих долгов вырастет на 30%, прогнозируют основные игроки.

Коллекторы все чаще отказываются выкупать портфели полностью просроченных кредитов. Срок задержки выплат вырос с 1-2 до 3 лет, добиться возврата таких долгов крайне сложно. Доля успешно проданных плохих долгов банков в I квартале значительно сократилась.
Если еще год назад не закрыто было около 25% подобных сделок, то в текущем году было не продано 40% выставленных на продажу портфелей, подсчитали в "Секвойя кредит консолидейшн". При этом спрос на портфели просроченных долгов банков упал, даже несмотря на снижение цен на такие портфели.
Стоимость портфелей просроченных долгов банковских заемщиков в текущем году сократилась почти в 2 раза. Но если раньше банки еще надеялись на восстановление рынка и придерживали продажу своих безнадежных кредитов, то в текущем году на фоне активного роста просрочки они решили избавляться от них побыстрее. В свою очередь, коллекторы не горят желанием выкупать просроченные займы, качество которых, как они утверждают, сильно ухудшилось. В I квартале 2015 года, по подсчетам "Секвойя кредит консолидейшн", банкам удалось продать долгов на 90 млрд рублей, что на 63% больше, чем в том же квартале прошлого года.
Первое коллекторское бюро (ПКБ) оценивает объем долгов, выставленных банками на продажу в I квартале, в 185 млрд рублей, что в 5,8 раза больше, чем в I квартале 2014 года. По оценкам коллекторских агентств, на долю Петербурга в продаже портфелей просрочек приходится 4-5% всего рынка — это означает, что в I квартале 2015 года объем проданных просроченных долгов петербургских клиентов составил 3,6-4,5 млрд рублей.
Как правило, коллекторам передаются просроченные беззалоговые кредиты физлиц — это кредиты наличными, pos–кредиты, долги по кредитным картам. Реже на продажу выставляются займы с залогом, например автокредиты, — с такими долгами банкиры предпочитают разбираться самостоятельно. Размер непогашенного кредита в среднем составляет около 80 тыс. рублей. Активными участниками рынка цессии (переуступки прав по долгам) являются почти все банки из топ-10.
"По итогам I квартала 2015 года мы наблюдали несвойственный рост для рынка цессии, связанный с тем, что в конце прошлого года многие банки не смогли продать долги из-за низкой стоимости, которую предлагали покупатели, поэтому решили отложить продажу, — рассказывает президент "Секвойя кредит консолидейшн" Елена Докучаева. — Сейчас, в 2015 году, ситуация не изменилась — цена портфелей не выросла, поэтому банки решили больше не откладывать продажу портфелей". Как она уточняет, в 2014 году средняя стоимость портфеля просроченных долгов снизилась с 2,7% до 1,5-1,7% от его объема, то есть упала почти в 2 раза.

Долгая просрочка

Доля незакрытых сделок выросла в первую очередь из-за ухудшения качества самих портфелей. Банки стали чаще продавать долги, просрочка по которым составляет почти 3 года, а раньше коллекторам в основном продавались займы, по которым клиенты не платили 1-2 года. Зато банки стали чаще выставлять на продажу крупные пулы кредитов.
Кроме того, для коллекторов, как и для компаний из других отраслей, выросла стоимость привлечения финансирования. "Несмотря на взрывной рост объема предложения со стороны банков, доля закрытых сделок несколько снизилась по сравнению с I кварталом прошлого года. Зачастую портфель не продается из-за завышенных ожиданий банков по его стоимости, — считает Павел Михмель, генеральный директор ПКБ. — Качество продаваемых долгов падает из-за кризисных явлений в экономике, следовательно, издержки коллекторов на обработку портфеля растут. Однако банки не всегда готовы продать портфель по цене, предлагаемой коллекторами".
"Банки продают долги для очистки баланса и высвобождения резервов на возможные потери по ссудам, а также когда дальнейшее взыскание экономически неоправданно, например, стоимость взыскания равна сумме возвращенного долга", — говорит заместитель председателя правления коллекторского агентства "Сентинел" Александр Савинов.
По прогнозам участников рынка, несмотря на взрывную динамику I квартала, объем рынка цессии в России по итогам года вырастет примерно на 30%. В 2014 году рынок прирос на 35%. Впрочем, динамика может быть выше при ухудшении ситуации с накопленными просроченными кредитами, которые растут намного быстрее выдач новых кредитов.

Микродолги

Свои проблемные долги стали активнее предлагать коллекторам и микрофинансовые организации (МФО). "В январе у нас состоялась хорошая сделка по покупке портфелей микрофинансового сектора, а также мы купили смешанные банковские портфели. Общий объем составил около 100 тыс. кейсов. Сейчас особенно часто встречаются тендеры на покупку портфелей МФО", — говорит коммерческий директор ГК "РКЦ" Вероника Климова.
Тем не менее в основном коллекторы работают с МФО по агентской схеме и предпочитают брать долги с просрочкой не более полугода, шансы на возврат долга с большим сроком непогашения они считают безнадежными.
Любопытно, что вместе с ростом объемов рынка продаваемых плохих долгов выросло и число жалоб от заемщиков. В основном жалобы связаны с настойчивыми звонками и визитами коллекторов к заемщикам, например, поздно вечером или со звонками родственникам и коллегам клиента.
Так, число подобных обращений в коллекторское агентство "Коллекторы СПб" в I квартале выросло в 2,4 раза, до 274 обращений, а в компании "Безкредитофф" — в 3,1 раза, до 1,4 тыс.
Доля просроченных долгов физлиц составляет около 8%, или 900 млрд рублей по стране. Можно дать два сценария роста портфеля просроченных долгов физлиц в 2015 году. Первый — оптимистический — рост объема просрочки до 1–1,1 трлн рублей к концу 2015 года. Это возможно при стабилизации доли просрочки на уровне 8–10%, умеренном росте объемов кредитования и умеренном падении уровня доходов населения. Второй — пессимистический — предусматривает развитие событий по лекалам 2008–2009 годов. Тогда доля просрочки выросла в 2 раза при снижении объемов кредитования.
Павел Бородкин
генеральный директор коллекторского агентства "АФПБ"
Что можно сказать более или менее точно — что изменилось качество клиентов–должников. Если до начала кризиса (середины 2014 года) это были люди, которые не рассчитали свои силы и попали в потребительско–кредитную ловушку либо у которых что–то случилось в жизни (болезнь своя или родственников), то с середины прошлого года к нам стали чаще обращаться в прошлом успешные люди — предприниматели. Если во второй половине 2014 года к нам обратились 10 таких клиентов, то только в I квартале 2015 года — уже 20.
Константин Грязнов
управляющий партнер ГК "Юстэкс"