Почему в будущем кадровики будут решать все

Автор фото: Смирнов Владимир/ТАСС

Консультант Виктор Тамберг - о том, почему в будущем кадровики будут решать все.

Будущее туманно, и говорить о том, какие специальности возникнут, а какие утратят актуальность, могут только оптимисты из Минтруда, утвердившие в 2015–м "новые профессиональные стандарты". Впрочем, речь не о том, увидим ли мы через 10–15 лет фрезеровщиков или "сборщиков мебели из древесных материалов" и что вообще будет иметься в виду под этими названиями. Кого мы точно увидим, так это специалистов по кадрам. И эти кадры будут решать если не все, то очень многое. Но явно не так, как это происходит сейчас.
Слушая рассуждения кадровиков, поневоле ловишь себя на мысли, что они обсуждают каких–то муравьев, а не людей. Тут у нас муравьи "профориентировались", здесь "трудоустроились", там "переподготовились" и бегут куда–то дальше. В отрасли доминируют либо технические, либо количественные показатели. А вот человека — не видно. Но практика показывает, что человеческая природа очень любит создавать проблемы тем, кто о ней забывает.
Уже сегодня понятно, что работа будущего будет связана с постоянными изменениями. Одни профессии будут исчезать, переданные роботам или искусственному интеллекту, другие возникать. Список необходимых знаний будет постоянно расти и меняться. Обучение и переподготовка станут обязательными для всех работников. А такой темп изменений — стресс. Вернее, это СТРЕСС. Это проблема номер один, и если она не будет решена кадровыми службами, то ни о какой эффективности речи не будет. Кадры в самом деле будут решать все, и именно от кадровиков будет зависеть успех или неуспех.
Во–первых, выдержать подобный темп изменений сможет только человек, который занимается "любимым делом". Под это требование придется подстраиваться, многократно усложняя принципы профориентации. Придется учитывать такие факторы, которые даже психологии пока неясны, — характер, когнитивные способности, тип психики и пр. Цена ошибки, особенно для ключевых позиций, будет только расти. Во–вторых, даже у таких людей будет возникать стресс, и с этим придется работать, придется заниматься не "кадровым делопроизводством", а психотерапией, коучингом, групповой динамикой. Придется нянчиться с каждым, придется видеть не набор критериев, а человеческое в каждом сотруднике. Цена нервного срыва может оказаться огромной, это мы уже увидели на примере пилота, страдавшего депрессией.
И в–третьих, это все придется еще и обосновывать руководству. Которое, если не внемлет новым реалиям, будет справедливо и заслуженно разорено судебными исками. В общем, кадры будут решать все. Особенно кадры, работающие с кадрами.