Большинство россиян считают, что дела в стране развиваются нормально

Автор фото: Дмитрий Астахов/ТАСС

Правительственные чиновники, включая самого руководителя правительства, откровенно предупреждают о грядущих финансовых проблемах и называют цифры потенциальных потерь. Несмотря на это, россияне считают, что дела развиваются нормально.

Читатели романов Юлиана Семенова и зрители культового сериала должны помнить, что именно послужило основанием для подозрений в шпионаже штандартенфюрера Штирлица. Весной 1945–го самые доверенные сотрудники имперской безопасности открыто говорили о тупости военных, кретинизме рейхсминистра МИД, болване рейхсмаршале и о "том страшном, что ждет нас всех" в ближайшем будущем. Ерунда, все хорошо, дела развиваются нормально, возражал Штирлиц. Тут что–то не так, ведь "любовь к родине и фюреру заключается не в том, чтобы слепо лгать друзьям по работе", рассудил начальник гестапо.
Образцы такого поведения легко найти и в наши дни. К примеру, опубликованные данные Росстата о состоянии российской экономики не дают оснований для излишнего оптимизма. Правительственные чиновники, включая самого руководителя правительства, откровенно предупреждают о грядущих финансовых проблемах и называют цифры потенциальных потерь. По сведениям государственных статистиков, I квартал 2015 года завершился падением всех основных экономических показателей: инвестиций, строительства, промышленности, розницы и услуг, а также реальных зарплат и доходов населения.
Что касается последних, то в I квартале реальные зарплаты по отношению к тому же периоду 2014 года сократились на 8,3% (в марте — на 9,3%), доходы — на 1,4% (в марте — на 1,8%). Доходы падают медленнее, поскольку в них учитываются рубли, вырученные населением от продажи валюты, да и индексацию пенсий пока никто не отменял.
Правда, в марте замедлилось падение инвестиций, но это потому, что производители труб большого диаметра получили большой аванс от газового монополиста (по этим трубам когда–нибудь пойдет газ в Китай). С точки зрения статистики производство ТБД, выросшее в I квартале на 70%, помогло замедлить падение показателей промышленного роста — они снизились в январе–марте на 0,6%, а вот пищевые отрасли в марте практически перестали наращивать выпуск. Так что стоит приготовиться к повышению цен в магазинах.
Впрочем, сдержать аппетиты поставщиков отечественной продукции может элементарная нехватка денег у покупателей. При ожидаемой 16%–ной инфляции, согласно прогнозу Минэкономразвития, реальные зарплаты и доходы продолжат падать — за год на 9,6 и 6,3%. Ничего хорошего не ждет и торговлю — за I квартал оборот розницы сократился на 6,3%. Версию о нехватке денег у граждан подтверждают и данные банков, включая финансовый регулятор. Согласно его статистике, по состоянию на 1 марта объем просроченных долгов за год увеличился в полтора раза и достиг почти триллиона рублей. Не обслуживается 9% кредитного портфеля банковской системы. Речь идет не о просрочке (просрочено уже 20% кредитов), а об отказе от выплат. В феврале каждый шестой выданный кредит был направлен на погашение имеющейся у заемщика задолженности — рекордный показатель за все время существования бюро кредитных историй в России. Рост рынка своих услуг предвидят коллекторы — по их мнению, в настоящее время проблемы с выплатой кредита имеет каждый пятый заемщик в России, а к концу года с коллекторами познакомится каждый третий.
Информацию о происходящем никто не скрывает, каждый желающий без труда может ознакомиться с официальными информационными ресурсами министерств и ведомств, где вполне отдают себе отчет в серьезности ситуации. Можно обсуждать степень эффективности принимаемых мер, но нельзя упрекнуть власти в неготовности исправлять ситуацию доступными им способами: секвестром бюджета, выдачей триллионных сумм госкорпорациям, манипулированием курсом рубля. Заговорили даже о повышении пенсионного возраста.
А что скажет по этому поводу население? Ерунда, все хорошо, дела развиваются нормально. Согласно данным ВЦИОМ, растиражированным государственным информагентством, индекс социальных настроений россиян, отражающий оценку ситуации в стране, достиг максимального значения за 5 лет исследований. При этом социологи отметили, что позитив в отношении положения дел в стране с начала года продолжает расти.
Впрочем, в "Семнадцати мгновениях…" недоверчивый шеф имперской безопасности нашел объяснение подозрительному оптимизму Штирлица. "Или он никому не верит, либо он чего–то боится, либо он что–то затевает… Что он затевает в таком случае?" В самом деле, на что они рассчитывают? Неужели думают, что их не заставят возвращать кредиты?