Выставка Виктора Вазарели "Оптические пространства" открылась в музее "Эрарта"

Арт–критик Станислав Савицкий - о выставке Виктора Вазарели "Оптические пространства", которая проходит в музее "Эрарта".

В музее "Эрарта" открылась выставка Виктора Вазарели "Оптические пространства".
Виктор Вазарели — художник стильный, ценимый интеллектуалами, интересный для широкой публики и немного скучный, если ждать от искусства рассказа об экзистенциальном опыте или радостях жизни. Все знают его оп–артистские работы, даже те, кто не в курсе, что эти напоминающие оптические шарады произведения относят к оп–арту. Многим знакомы его "зебры" и другие ранние анималистические рисунки, созданные до того, как к художнику пришло признание. Кстати, довольно позднее признание. Только в 1960–х, когда Вазарели было за 50, этот венгерский дизайнер, еще в 1930–х обосновавшийся в Париже, вознесся из цеха декоративно–прикладного искусства на олимп ведущих художников модернизма. К тому времени он успел переболеть кубизмом, Баухаузом, сюрреализмом, но никак не мог совладать с "Черным квадратом" Малевича, возымевшим на него магическое влияние. Вазарели признавался, что свои эксперименты с оптическим пространством живописи он начал, пытаясь выйти из тупика, в который завела его знаменитая картина русского супрематиста, подытожившая мировой опыт станковой живописи. Он стал одержим идеей найти новый визуальный язык после Малевича, анимировать икону авангарда. В результате этих борений в истории искусства появилось новое направление, которое, впрочем, как Баухауз или супрематизм, легко конвертируется из тонкого, интеллектуального арта в дизайн.
Оп– артистские упражнения Вазарели можно увидеть в холле парижского вокзала Монпарнас, в университете Монпелье и даже на ледовом стадионе в Гренобле. Для нас, впрочем, до недавнего времени Вазарели был полузагадочной фигурой, известной главным образом по репродукциям в альбомах и материалам из Интернета. Наконец–то его выставку привезли в Петербург. Это частная коллекция Тибора и Кати Чепеи. В основном в "Эрарте" представлена графика Вазарели, но для начала и это неплохо. Большой плюс в том, что экспозиция охватывает творчество художника почти целиком, и по большому счету ее стоило бы показать в Эрмитаже. Но персональные выставки классиков ХХ века, наверно, слишком замысловатые проекты для Главного штаба.