Место разорившихся петербургских турфирм начали занимать другие игроки

Автор фото: Геодакян Артем/ТАСС

Петербургский туристический рынок после кризиса возвращается к чартерной модели, но место разорившихся лидеров рынка ("Верса", "Нева", "Солвекс") начали занимать другие игроки. Россияне же предпочитают экономить на еде или путешествовать внутри страны, но совсем от поездок не отказываются.

Осенью 2014 года в туротрасли царили панические настроения: большинство туроператоров думали только о том, как избежать банкротства, и остерегались строить прогнозы на будущий сезон. Теперь, несмотря на то что одной из причин нашумевшего кризиса стала чартерная модель работы, при которой операторы выкупали места в самолетах и отелях блоками, не рассчитывая стоимость каждого отдельного тура, чартеры снова становятся популярны. Особенно высок спрос на рейсы в Турцию, которая стала привлекательной для российских граждан после отмены обязательной визы. Одновременно турецкие власти заявили о планах субсидировать чартерные рейсы из стран СНГ в низкий сезон, а местные отельеры уже сейчас предоставляют скидки до 40%. Сыграло роль и падение курса лиры: отдых для россиян в Турции подешевел.
Привлечь туристов из России в кризисный год старается и Египет, который в прошлом году принял 2,5 млн россиян (Турция — 3,2 млн). Власти страны отменили визовый сбор в $25 и высказывали готовность повышать субсидирование чартеров и принимать внутри страны оплату в рублях.

Также министерство туризма Израиля с октября 2015–го до апреля 2016 года обещает возмещать компаниям–перевозчикам 45 евро за каждого привезенного в аэропорт Эйлата пассажира.

Новые лица

К потенциальным лидерам рынка, у которых есть шанс привлечь значительную долю туристов в следующем сезоне, эксперты относят компании "Библио Глобус", Coral Travel, Intourist, TUI.
Владелец ООО "Эльф — СПб" Андрей Журавлев несколько месяцев назад был уверен, что отрасль фактически уничтожена, но теперь смотрит на ситуацию с меньшим пессимизмом. "Мы выбрали нишевую стратегию, — говорит Андрей Журавлев. — Например, на рынке пляжного отдыха в Турции конкурировать с гигантами невозможно. Но есть экскурсионные туры в Стамбул. Мы беремся за то, что не интересно крупным фирмам, и много внимания уделяем формированию клиентской базы". Он соглашается, что рынок возвращается к чартерам, благодаря своей активности и дешевизне Турция по продажам обгоняет не только российские курорты, но и Египет, стабильно популярный в низком ценовом сегменте. В итоге, вероятно, ниши, оставшиеся после банкротств прошлого года, поделят несколько крупных игроков, часть рынка оттянут малые и средние фирмы, которые раньше в основном работали с индивидуальными турами.
Один из таких крупных игроков — претендентов на лидерство на петербургском рынке, компания Brisco вышла на рынок под брендом Lagina Travel (в 2004 году — на российский и только спустя 6 лет — на петербургский), и долгое время компания занимала совсем небольшую долю. В 2012 году туроператор купил авиакомпанию "Кагалымавиа" и провел ребрендинг, изменив название на Brisco и став частью турецкого холдинга Tourism Holding & Consulting (оборот — около 1 млрд евро в 2014 году). Собственник и президент компании — Исмаил Лепиев, владевший "Кагалымавиа". Компания отправляет туристов из восьми городов России в Египет, Турцию и ОАЭ.

Симферополь и Милан

В самой компании Brisco основными конкурентами в Петербурге считают "Библио Глобус", "Пегас Туристик", "Анекс Тур", "Корал Трэвел". "Спрос снизился незначительно, мы провели оптимизацию, но одновременно увеличили присутствие в ряде регионов, — говорят в Brisco. — При этом у нашего холдинга есть активы в отельном бизнесе, авиации, строительном и транспортном бизнесе. Туроператорская деятельность составляет 15% от оборота холдинга. У нас нет планов стать крупнейшим оператором рынка, но мы собираемся довести число клиентов до 1 млн к 2017 году". В компании уверены, что спрос вскоре восстановится, и делают ставку на Турцию и Египет, отели которых готовы предоставлять скидки, рассчитывая наверстать потери в будущих сезонах.
Тем не менее не сдает позиции внутренний туризм, начавший набирать популярность в прошлом году. Ирина Рябовол, представитель сервиса momondo в России, рассказывает, что, как и в 2014 году, лидером среди городов для поездки на майские праздники стал Симферополь. В 2013 году он, как и Сочи, был за пределами первых 15 пунктов. Одним из популярных зарубежных городов в мае 2015 года будет Стамбул, за год он переместился с 9–го на 2–е место. "Турция ассоциируется с массовым туризмом, сейчас там немало путешественников, которые отказались от пакетных туров, но выбрали знакомый маршрут", — говорит Ирина Рябовол. Из европейских городов в первую десятку 2015 года попали как бюджетные Прага, Барселона, так и дорогие Рим и Париж. Высокий курс евро не повлиял на решение россиян отдыхать в Европе, но заставил экономить на билетах, еде, транспорте. Многие вместо гостиниц бронировали хостелы и номера в апарт–отелях, где можно готовить еду.