Почему стоит покупать доллары до середины мая

Автор фото: Коньков Сергей

Экономист Дмитрий Прокофьев - о реальной причине укрепления рубля, о том, почему до середины мая нужно покупать доллары, а также о том, что у 2015 года общего с 2008 и 1998.

Брожение умов, вызванное укреплением рубля на фоне низких цен на нефть и скверных показателей статистики, лучше всего описывается примером из старого анекдота о двух приятелях. "Ой не хорошо, Иван", — бормочет один из них себе под нос, — ой нехорошо!" — "Чего нехорошо–то?" — удивляется второй. — "А то нехорошо, Иван, что ты к Наталье моей ходишь!" Иван долго думает, а потом заявляет: "Да кто вашу семейку разберет! Наталья говорит — хорошо! Ты говоришь — нехорошо…"
Примерно то же самое получается и с ревальвацией рубля. Ой нехорошо, причитают те, кто совсем недавно уверял нас, что "доллар по 60" обернется золотым дождем над российской промышленностью и прочими чудесами. С ними тревожно соглашаются граждане, прикупившие доллары во время валютной паники и сейчас наблюдающие, как их сбережения плавно сокращаются. А отдельные начальники уже беспокоятся о том, не повредит ли укрепление рубля выполнению бюджетных обязательств.
Да кто вас разберет, отвечают монетарные власти! Рубль дешевел — вы говорили — нехорошо! Рубль дорожает — опять вам нехорошо! Хотя официальные данные Росстата за февраль 2015 года не свидетельствуют о преодолении кризиса, а наоборот, но Минэкономразвития заявило о намерении улучшить свой прогноз по динамике ВВП — он должен упасть не на 3%, а только на 2,5%. Возможно, там знают нечто, чего пока не знаем мы. Кто их разберет?
Тут пока много неясного, но в принципе рубль так же неисчерпаем, как доллар, рассуждал рекламщик Ханин, персонаж "Generation "П". Нашим бабкам не хватает национальной идентичности, подхватывал идею "ницшеанец" Вовчик Малой, бандит, "представлявший, судя по машине, тот редкий случай, когда солдату удается дослужиться до генерала". Производим–то мы, если задуматься, только бабки, которые по всем понятиям те же доллары, продолжал Вовчик, но производим же! На халяву–то никто не дал бы… Здесь какая–то лажа зарыта, резюмировал "ницшеанец".
Если кто помнит, весной 1998 года рубль был вполне стабилен и даже немного рос, пока в августе не обесценился втрое. Такое же укрепление наблюдалось и весной 2008 года, пока не случился осенний обвал и нефти, и рубля, остановленный беспрецедентными распродажами валюты Центробанком. И сейчас, весной 2015–го, рубль укрепляется, когда он вроде бы не должен этого делать. Есть ли между этими событиями связь?
Можно бы и поверить руководителям ЦБ, утверждающим, что рубль сейчас даже недооценен. Смущает только, что о сегодняшней "недооценнности" рубля говорят те же самые люди, ровно год назад не рекомендовавшие покупать доллар "по 35". Поэтому обратимся к собственной памяти.
Что происходило весной 1998 года? Нефть была дешева, но роль нефтедолларов выполняли валютные кредиты. Тот, кто мог получить валюту (в больших количествах), менял ее на рубли, покупал государственные казначейские облигации (доходность по ним достигала 140% годовых), получал рубли и… менял их на условно "дешевые" доллары, фиксируя сверхприбыль.
В 2008 году схема работала несколько иначе, но суть ее была очень похожей. Тот, кто мог кредитоваться в долларах, менял их на рубли, размещал эти средства в рублевых инструментах (помните тогдашнее безумие потребительского кредитования?), а затем покупал дешевеющие доллары, а их дешевизна в России обеспечивалась ценами на нефть, достигавшими $140 за баррель.
Сейчас, весной 2015–го, "машина по производству бабок" заработала снова. Механизм валютных репо позволяет банкам (не всем, разумеется) получить валюту, что называется, "мимо рынка", превратить ее в рубли, поместить в "рублевые инструменты" с высокой доходностью — спасибо ключевой ставке ЦБ — и обменять заработанное на дешевеющие доллары, спрос на которые сейчас действительно несколько снизился, в частности, еще и потому, что население потихоньку начало продавать припрятанную валюту: не на что жить, зарплаты в годовом выражении уже сократились на 10%. Имея треть триллиона долларов резервов, ЦБ РФ вполне может держать практически любой курс, какой захочет, в течение нескольких месяцев. До тех пор, пока схема по "производству денег" не обогатит всех, кому положено быть богатыми, компенсировав им потери от санкций и экономического кризиса. Другое дело, что резервы эти исчерпаемы, и что бывает, когда они заканчиваются, мы знаем. Но пока рубль продолжит укрепляться, по крайней мере до середины мая. Можно доллары покупать.