"Мостоотряд 19" отчитался об убытке на 1,2 млрд рублей по итогам 2014 года

Автор фото: Ваганов Антон
Большой Обуховский мост. Кольцевая автодорога (КАД). Дорожное полотно, ванты. Нева. Санкт-Петербург.

Один из лидеров петербургского госзаказа ОАО "Мостоотряд 19" терпит крах. Компания отчиталась об убытке в 1,2 млрд рублей по итогам прошлого года. В суде рассматриваются иски к ней на 1 млрд рублей. Совладельцы фирмы избавляются от своих акций.

ОАО "Мостоотряд 19" опубликовал отчетность за 2014 год. Судя по ней, компания понесла убытки в 1,2 млрд рублей и снизила выручку почти на 60%, с 14,5 млрд рублей в 2013 году до 8,3 млрд рублей в 2014 году. Такой финансовый провал — первый в истории компании.

Крах и долги

До сих пор "Мостоотряд 19" ежегодно показывал чистую прибыль от 40 млн до 500 млн рублей. Даже в кризисные годы его отчетность выглядела оптимистично: 2009 год он закончил с прибылью свыше 172 млн рублей, 2010 год — с прибылью 41 млн рублей. В компании отказались комментировать эту ситуацию.
Как стало известно dp.ru, топ-менеджеры предприятия начали распродавать свои доли в нем. Так, член совета директоров ОАО "Мостоотряд 19" Эдуард Етдзаев в марте продал почти весь свой пакет акций: из 11,49% у него осталось лишь 0,13%.
Тяжелое положение бывшего лидера госзаказа Петербурга уже ни для кого не секрет. Компания не в состоянии рассчитаться с субподрядчиками и поставщиками стройматериалов. Только за 2015 год в ее адрес подано 82 судебных иска на общую сумму более 905 млн рублей.
Один из кредиторов, ООО "Стройпроектгрупп", в марте подал иск о банкротстве "Мостоотряда 19", который пока оставлен без движения по формальному признаку: истец не предоставил справку об уплате госпошлины. Сегодня (16 апреля) истекает срок исправления этого недостатка, и претензии могут быть возобновлены.
Кроме того, зимой 2015 года сотрудники "Мостоотряда 19" пожаловались в трудовую инспекцию на задержки зарплаты. Проверка подтвердила, что с сентября работникам предприятия не выплачивали зарплаты, в итоге работодатель задолжал им более 50 млн рублей.

В ожидании череды банкротств

Глава ассоциации "Дормост" Кирилл Иванов отмечает, что сейчас активизировались кредиторы всех дорожных строителей. Если до кризиса они готовы были ждать оплаты за выполненные работы по несколько месяцев, то теперь требуют расчета по факту исполнения контракта или предоплаты.
Директор НП "Ассоциация предприятий дорожного комплекса Санкт-Петербурга" (АПДК) Юрий Агафонов предполагает, что у "Мостоотряда 19" могли возникнуть проблемы с выполнением контрактов в обозначенные сроки и с их оплатой. Причем по причинам, не зависящим от самого подрядчика.
"Насколько я знаю, виадук, который компания строит на Поклонной горе, возводится с большими задержками, так как там возникли проблемы с освобождением земельного участка от жилых зданий", — говорит Юрий Агафонов (подробнее об этом тут).
По мнению экспертов, общая плачевная ситуация на рынке дорожного строительства может привести к банкротству многих компаний. "В прошлом году общие региональные расходы на дорожное строительство в стране должны были составить 495 млрд рублей, а по факту оказалось только 266 млрд. Из-за кризиса расходы сократили. Многие дорожные компании пострадали из-за этого. Если начнется череда банкротств, то потом дорожному комплексу будет очень трудно восстановить силы", — считает Юрий Агафонов.
По его словам, на днях АПДК направила президенту, правительству и Госдуме РФ обращение с изложением антикризисных мер для поддержки дорожного комплекса. В нем содержится три главных положения. Первое: дать дорожникам, выигравшим государственные тендеры, возможность привлекать кредиты под 6%. Второе: отменить банковскую гарантию и залоги для участников госконкурсов. И третье: внести в ФЗ-44 (закон о госзакупках) поправку о снижении обеспечения контракта с 10-30% до 5%.

Былые успехи

Периодом расцвета предприятия стали 2000-е годы. В 2002 году "Мостоотряд 19" стал генподрядчиком строительства Большого Обуховского моста, тогда портфель его заказов достиг 34,4 млрд рублей. В дальнейшем он неизменно получал крупные петербургские подряды, среди которых была транспортная развязка на автотрассе М-10 в направлении на Пушкин (3,8 млрд рублей), южный участок Западного скоростного диаметра (9,2 млрд рублей) и др.
Но в последние 2 года удача отвернулась от компании. По данным СПАРК, в прошлом году она не заключила ни одного нового крупного госконтракта, довольствуясь частными заказами. Так, "Мостоотряд 19" получил подряд на строительство дорожной сети в микрорайоне "Балтийская жемчужина", а также в районе речного порта "Морской фасад".
Чтобы выполнять обязательства по уже подписанным в предыдущие годы подрядным соглашениям, подрядчик вынужден был взять крупные кредиты. Например, в прошлом году "Мостоотряд 19" утвердил программу займов и банковских гарантий на общую сумму почти 30 млрд рублей. Основные кредиторы — Сбербанк и ВТБ.
Собственники более 40% "Мостооотряда 19" скрыты. Форма ЗАО позволяет юрлицу не афишировать совладельцев. По данным списка аффилированных лиц, среди совладельцев — Эдуард Етдзаев, гендиректор компании Сергей Барчевский, член совета директоров Олег Фонарев и ЗАО "Анкер" (собственники скрыты).