Театр Европы, город-сад, небоскреб у Невы и что еще появится в Петербурге

Автор фото: Ковалев Петр
Открытие международной биеннале «Архитектура Петербурга», Мраморный зал Этнографического музея.

Крупнейшие архитекторы Петербурга представили свои главные проекты и постройки за последние 2 года. Ждут ли город в скором времени интересные работы и почему наши архитекторы проектируют необычные здания для Салехарда и Хельсинки, но не для Петербурга, разбирался dp.ru.

В Этнографическом музее открылась биеннале "Архитектура Петербурга - 2015". На ней главные архитекторы города показали свои главные проекты. Пятая по счету выставка собрала работы 15 студий, в основном членов Объединения архитектурных мастерских (ОАМ). На предыдущих выставках количество участников, а соответственно, и проектов, было в 2-3 раза больше, но в этот раз часть экспозиции решили отдать не небольшим студиям, а для ретроспективы: ОАМ, которому в этом году исполнилось 15 лет, показало, что хорошего построено в городе с 2000 года.
"На этой выставке мы раз в 2 года отчитываемся перед горожанами о том, что сделали. Но это не просто отчет, выставка нужна для разговора с городом. Не все воспринимают современную архитектуру, поэтому нужно разговаривать, объяснять”, - говорит президент Петербургского союза архитекторов Олег Романов.
В целом архитекторы показали, что умеют проектировать яркие здания современной архитекторы, но не для Петербурга. Судя по выставке, новых иконических, выделяющихся, запоминающихся построек мы в ближайшие годы в городе не увидим. То что появление таких построек нужно ограничить новыми районами, уверен новый главный архитектор Петербурга Владимир Григорьев.
“Если где-то и строить иконические здания, то, конечно, на окраинах. Я считаю, что главная наша задача - не растерять исторический центр, так, как это было сделано во многих городах. И я не считаю, что центр нуждается в каких-то взрывных идеях. Иногда говорят, что в центр нужно внести некую энергетику, импульс энергичный. Я считаю, что этого делать не нужно. А окраины - это место, где может появляться интересная, необычная и не традиционалистская архитектура, и это будет на пользу”, - уверен Владимир Григорьев.
Подход иностранных архитекторов тут во многом отличается. “Главная проблема - это не стиль. Главная задача архитекторов - улучшить существующую ситуацию”, - сказал на открытии выставки голландский архитектор Эрик ван Эгераат. В Петербурге его модернистский проект жилого дома напротив Новой Голландии заменили на проект Евгения Герасимова, отсылающий к историзму.
Но хоть на выставке и представлены проекты для окраин Петербурга и пригородных районов Ленобласти, ни одного по-настоящему яркого проекта в этом направлении корреспондент dp.ru не заметил. Массовая застройка на юге города, во Всеволожском районе и в Каменке в Приморском, похоже, пока продолжит развиваться по существующей схеме - многоэтажные дома со множеством подъездов и цветными фасадами, застроенными в основном микрорайонами, а не кварталами. Хотя есть интересные примеры скандинавских решений фасадов для комплекса на Московском пр. от "Б2" Феликса Буянова, есть неожиданно уютный для Шушар квартал 5-этажных домов с ярким зданием школы от "А-Лен" Сергея Орешкина. А в пояснении к проекту АМР Олега Романова и вовсе написано, что “сверхзадача проекта - сформировать город-сад”. Автор хочет с помощью комплекса в Буграх “сломать стереотип безликих параллелепипедов домов-заборов” и построить “дома-деревья”. Но это пока звучит невероятно для Всеволожского района, так что хочется дождаться реализации.
Для центра архитекторы представили не много проектов. В основном это проекты отдельных жилых домов, есть такие в портфеле Intercolumnium Евгения Подгорного, “Студии 44” Никиты Явейна. Евгений Герасимов по традиции показал только реализованные объекты. Один из них, кстати, Владимир Грирорьев назвал своим любимым зданием из построенных в городе за 15 лет. Это дом в Ковенском переулке, здание очень современно для центра Петербурга и выделяется за счет соотношения простых форм, при этом оно отлично вписалось сюда благодаря фактурности фасадов из натурального камня и выверенным масштабам.
Ограниченное количество новых проектов для центра обтянется резонансом, которые они могут вызвать. “Здесь мы показываем не все наши проекты. Не хотим показывать то, что еще не согласовано до конца, особенно это касается центра города. Иначе градозащитники не разобравшись могут и скандалы поднять”, - говорит Евгений Подгорнов.
Застройщики, чтобы не ссориться с градосзащитниками, все чаще выбирают сдержанную архитектуру. По-настоящему яркие здания в мире часто появляются по заказу государства, но надеяться на госзаказ в Петербурге архитекторам не приходится, новых крупных городских и государственных проектов почти не запускается.
Хотя есть и исключения. Например, на выставке впервые публично показали проект новой сцены МДТ – Театра Европы по проекту Михаила Мамошина. В прошлом году он уже обсуждался на градсовете, так что профессионалы с обликом нового здания были уже знакомы. Новое здание появится на Звенигородской ул. недалеко от ТЮЗа и Обводного канала.
Мастерская Владимира Григорьева и студия Земцова и Кондиайна показали свои варианты застройки судейского квартала на Петроградской стороне, но победившей концепции Максима Атаянца, которая и будет реализована, представлено не было.
Еще два государственно-общественных проекта, которые должны быть реализованы в скором времени, – реновация Русского и Этнографического музея от мастерской Мамошина и приспособление бывшего Кадетского корпуса на Васильевском острове под нужды СПбГУ от “Студии-44”. Оба проекта предполагают, что почти все изменения произойдут в пространствах здания и с улицы заметны не будут.
И, пожалуй, все. Если в предыдущие годы комитет по градостроительству и архитектуре мог показать проекты аэропорта Пулково или нового зоопарка, то сейчас, оказалось, показать нечего – крупные государственные проекты почти не запускались.
Не находя достаточного количества проектов в городе и чувствуя отклик из регионов, архитекторы устремились туда, в работе большинства студий есть проекты в других городах и странах. Так что во многом выставка получилась не про архитектуру Петербурга, как заявлено в названии, а про архитектуру петербуржцев. И уж за пределами родного города архитекторы дают себе разгуляться.
Например, на стенде архитектурной мастерской Михаила Мамошина рядом со строгими проектами реставрации Русского музея и реконструкции здания во дворах Невского пр. соседствует почти космический музейный комплекс в Салехарде. Проект представляет собой огромный стеклянный конус-чум и вытянутое здание для выставочного пространства, спроектированное в виде бивня, напоминающего змею.
У бюро "Б2" Феликса Буянова рядом с многоэтажными жилыми домами, выполненными в более-менее типовой манере, выставлены конкурсные проекты музея Гуггенхайма в Хельсинки. Большой международный конкурс на лучший проект нового музея современного искусства в столице Финляндии проходил в 2014 году. Здесь уже и консоли, и ломаные формы, и дерево со стеклом в одном варианте и преломляющееся здание, повторяющее морские волны или северное сияние, - в другом. Справедливости ради, представила студия и претендующий на запоминание проект для Петербурга - офисно-деловой комплекс с небоскребом на пересечении Октябрьской наб. и ул. Тельмана. Но над этим проектом компания работает уже 7 лет.
Еще одну концепцию музея Гуггенхайма показала студия Земцова и Кондийна. Авторы поместили выставочное пространство в перевернутые бронзовые сферы, почти парящие над землей. Это, кстати, единственный новый проект, который представила студия. Все остальные работы, показанные на выставке, уже построены. В том числе и современное и в то же время вписанное в контекст здание новой сцены Александринского театра на Фонтанке.
Бюро "Студия 44" похвасталось завершенным проектом приспособления восточного крыла Главного штаба для Эрмитажа и представило новые масштабные проекты вне Петербурга - концепцию развития исторического центра Калининграда, музея науки и техники в Томске, здание Минобороны Казахстана и Казахской национальной академии хореографии.
Лидером в экспансии в российские регионы стала студия "А-Лен", при активной работе в Петербурге она также отметилась и Вологде, и в Уфе, и в Новосибирске, и в Саранске, и в Самаре, а также представила конкурсный проект спортивного комплекса в Корее. В городе студия, кстати, спроектировала здание и интерьеры для спортивного комплекса СКА, который в скором времени появится у Ледового дворца.