Когда рубль укрепится до максимума

Нефть недавно дешевела, а теперь дорожает, а главное - рубль, еще недавно лежавший на лопатках, крепнет так, что вызывает опасения. Dp.ru,  продолжая традицию невероятных прогнозов, предполагает, что будет, если рубль укрепится до 30 за доллар.

Осенью, когда нефть стремительно дешевела, а иностранная валюта - дорожала, dp.ru попытался представить последствия невероятного сценария, когда стоимость доллара достигает 100 рублей. Сейчас рубль, наоборот, укрепляется такими темпами, что это уже вызывает опасения у депутатов Госдумы. За доллар дают уже около 50 рублей, за евро - 53 рубля, и хотя до "довоенных" 30 дело еще не дошло, но можно предположить, что будет, если дойдет до 30 и даже меньше.
Но говорить о возврате старых времен не приходится, ведь цены на нефть растут куда медленнее и сейчас "отыгрались" лишь примерно до $60 за баррель. О 100 и выше долларах за баррель не говорят даже самые неисправимые оптимисты, а значит, рублевая выручка за нефтегазовый экспорт падает. При цене барреля нефти $85 и стоимости доллара 45 рублей бюджет получал 3735 рублей, а при 60 и 50 соответственно - только 3000 рублей, а при, допустим, 70 и 30 - уже всего 2100.
Если при высоких курсах хорошо приходилось бюджету и тем, кто от него зависел, а плохо - частному бизнесу, то укрепление рубля должно привести к движению в противоположную сторону. Дешевые доллар и евро в первую очередь выгодны для импортеров, но также открывают хорошие возможности для модернизации производства и закупок иностранного оборудования. Не во всех сферах (конечно, в некоторых отраслях действуют санкции на техническое сотрудничество), но во многих. Соответственно, это поможет и импортозамещению. По крайней мере на этапе импортозамещения продукции, а не средств ее производства.
Когда импортные товары станут дешевле, розничные цены тоже будут если и расти, то по крайней мере не сильно, а при очень слабом долларе как бы и дефляция не началась. В последние недели инфляция уже заметно замедлилась, в апреле она может составить 0,9%; ЦБ и МЭР ждут резкого снижения и сокращают прогнозы годовой инфляции. При низкой инфляции ЦБ снизит ключевую ставку, а значит, банки смогут снова предлагать россиянам доступные кредиты, стимулируя спрос. Правда, на международном рынке из-за санкций занимать все равно будет сложно, и, возможно, в итоге правительство и ЦБ все же пойдут на допэмиссию, вложив напечатанные деньги в промышленность, как это предлагают некоторые эксперты.
А вот исполнять социальные обязательства правительству становится все труднее, и недаром министр финансов Антон Силуанов уже при 50 рублях за доллар чуть ли не в панике призывает к срочному повышению пенсионного возраста. Однако сокращение расходов только полдела, пенсии и зарплаты бюджетников нужно постоянно индексировать. А кроме того, нужно финансировать государственные проекты, ведь за последние годы все привыкли к тому, что на проект должен дать триллион Владимир Путин, иначе никак. Все люди, рассчитывавшие и рассчитывающие на бюджет, столкнутся с отощанием казны, сокращением госзакупок и пожеланием от правительства зарабатывать самим. В принципе ничего сверхъестественного, но есть подозрение, что не все так умеют. Тот же Антон Силуанов накануне критиковал госкорпорацию "РусГидро", которую 3 года назад докапитализировали на 50 млрд рублей, и эти деньги так никто и не трогал. В марте с подачи Счетной палаты такие же претензии по поводу неэффективности депутаты Госдумы предъявляли и Объединенной зерновой компании, и ВЭБу, и "Курортам Северного Кавказа". Государство может вложить в госкомпанию деньги, но не может заставить госкомпанию ими распорядиться.
Чтобы снова "набить" бюджет, властям придется или резко повышать производительность труда, или, что гораздо вероятнее, искать источники средств в развивающемся частном бизнесе, то есть в первую очередь повышать налоги, невзирая ни на какие путинские моратории. Здесь можно найти и плюс - в том, что роль частного бизнеса как главного источника доходов вырастет по сравнению с государственным. Но не очень понятно, договариваться будет власть или заставлять. Если представить себе, что рубль, допустим, не остановится и на 30 рублях за доллар и продолжит укрепляться дальше, то можно вспомнить, что до дефолта 1998 года за доллар давали около 6 рублей, и проблемы тех лет хорошо известны - это и неспособность государства содержать бюджетников, и большой объем "теневого" бизнеса. К тому же и нефть стоила тогда в среднем долларов 12.
Страна жила не только при 10 и 30 рублях за доллар, но и во времена, когда за доллар официально давали 64 копейки. Правда, купить его по такой цене можно было только по разрешению и в ограниченных объемах, а на черном рынке доллар стоил гораздо дороже. Бизнес тогда тоже был, но уже не "теневой", а вообще подпольный и чреватый уголовным преследованием.