В мае автоперевозчики начнут повышать тарифы

Автор фото: Свистунова Валентина
Российская Федерация. Санкт-Петербург. Трасса М10.

Автоперевозчики в мае начнут повышать тарифы в преддверии запуска системы взимания платы за проезд по федеральным трассам. По оценкам экспертов, тарифы могут увеличиться на 5 – 20%. Сама система будет запущена 15 ноября.

Осенью Росавтодор, которому правительство РФ еще в начале 2013 года поручило создать автоматическую систему взимания платы за проезд грузовиков по федеральным трассам, заключил концессионное соглашение на 13 лет с ООО "РТ–Инвест Транспортные системы" (РТИТС) — структурой "Ростеха" и предпринимателя Игоря Ротенберга.
Концессионеру предстоит в сжатые сроки (до ноября 2015 года) оборудовать 50 тыс. км федеральных дорог специальными считывающими устройствами (481 единица), а также бесплатно оснастить 1,5 млн грузовиков массой свыше 12 т аппаратурой учета пройденного по федеральной дороге расстояния. Система будет автоматически списывать в бюджет средства со специального счета автоперевозчика за каждый километр пробега по трассе. Если денег на счете не окажется, то владельцу грузовика придется заплатить штраф 150 тыс. рублей, а при повторном нарушении — 500 тыс. рублей.

Начать взимать плату — 3,5 рубля за 1 км — Росавтодор планирует с 15 ноября. А с 1 января 2017 года владельцам большегрузов, возможно, придется платить еще и за проезд по региональным дорогам. Опрошенные "ДП" представители транспортных компаний сомневаются, что эта сложная система заработает в запланированные сроки, но уже готовятся к грядущему увеличению расходов. "С мая начнем потихоньку повышать тарифы", — заявили многие опрошенные "ДП" перевозчики.

Доходы уже поделили

Ежегодно Росавтодор планирует собирать с большегрузов за проезд по федеральным трассам 50 млрд рублей. Из них 10,6 млрд рублей вернутся концессионеру в качестве компенсации расходов (причем 46% этой суммы подлежит ежегодной индексации в соответствии с инфляцией). А остальные средства предполагается направить на ремонт дорог.
Говорить об объеме инвестиций пока преждевременно, заявили в РТИТС. Ранее Росавтодор оценивал весь проект в 90 млрд рублей.
"На данный момент завершено проектирование системы, определены требования к оборудованию и программному обеспечению, обследованы и подготовлены земельные участки для размещения стационарных рамок контроля. Ведется интенсивная работа по максимальной локализации производства в России. Также проведены переговоры с потенциальными подрядчиками и поставщиками", — говорит генеральный директор РТИТС Александр Советников.
Все капитальные и операционные затраты концессионера по созданию системы профинансирует Газпромбанк — в конце марта он предоставил РТИТС на эти цели кредит сроком на 12 лет в размере 27 млрд рублей.
В начале апреля РТИТС заключили с ОАО "МегаФон" договор об оказании услуг связи сроком на 12,5 года. За это время совокупный доход "МегаФона" от участия в этом проекте составит 10 млрд рублей. В телекоммуникационной компании пояснили, что возьмут на себя услуги передачи данных от бортовой аппаратуры учета пройденного расстояния, каналы связи между центром обработки данных и считывающими устройствами, установленными на дорогах.
Дополнительные расходы перевозчики переложат на плечи заказчиков, полагает генеральный директор ООО "Союз–химтранс-Авто" Артем Баршай. "Если не произойдет роста грузопотока, то заказчики не позволят нам увеличить цены больше чем на 5% — в соответствии с увеличением расходов компаний. Если же ситуация на рынке изменится, то можно прогнозировать рост цен до 10%", — говорит он.
По его мнению, взимание платы предоставит конкурентное преимущество железнодорожникам. "От одного автоперевозчика к другому заказчики не побегут. Это не имеет смысла, потому что все мы находимся в равных условиях. А вот по железной дороге возить грузы будут охотнее. Она и так вне конкуренции, когда речь идет о расстояниях больше 1,5 тыс. км", — поясняет он.
"Увеличение цен будет зависеть от километража. Например, после введения платы перевозка груза из Петербурга в Новосибирск станет перевозчику дороже на 20%. Значит, на столько же он поднимет цены для клиента", — подсчитал заместитель гендиректора "Совавто–СПб" Дмитрий Кадомский.

Дальше — больше

С 1 января 2017 года большегрузам, возможно, придется платить за проезд не только по федеральным, но и по региональным дорогам. Соответствующий законопроект о поправках в Бюджетный кодекс и другие законодательные акты подготовил Минтранс РФ. Сейчас документ обсуждается в правительстве.
Эта новация Минтранса появилась под давлением региональных властей. В частности, глава Ленобласти Александр Дрозденко активно лоббировал инициативу взимания платы с тяжеловесов за проезд по региональным дорогам, сетуя, что грузовики начнут избегать федеральных трасс, из–за чего нагрузка на региональные дороги возрастет.
Прогнозов о том, сколько денег сможет приносить региону взимание платы с 12–тонников, в администрации Ленобласти не дают. О запланированных для реализации проекта мероприятиях тоже не сообщают. В комитете по дорожному хозяйству региона заявили лишь о пилотном проекте по совершенствованию системы контроля за большегрузами. В частности, в этом году на региональных дорогах планируется развернуть систему автоматического весогабаритного контроля на основе государственно–частного партнерства. В 2015 году из бюджета на эту систему выделят 10 млн рублей.
Пока это только идея, пояснили в комитете по дорожному хозяйству, детально проработкой концепции системы в регионе еще не занимались.
Этот закон кажется мне несправедливым. За каждый автомобиль мы и так платим транспортный налог. Например — за 10 автомобилей Volvo мощностью 420 л. с. нужно заплатить 380 тыс. рублей. Никто не знает, куда уходят эти деньги, а отдавать их должны грузоперевозчики. Думаю, что после введения платы компании однозначно будут поднимать цены, потому что никто не захочет работать себе в убыток. Мой личный прогноз — грузоотправителей ждет повышение тарифов примерно на 20%. Скорее всего, цены начнут расти уже после майских праздников.
Алексей Серебренников
генеральный директор компании "ТранкомС"
Введение платы за проезд тяжеловесов по федеральным дорогам увеличит затраты грузоперевозчиков примерно на 5%. Если плату все–таки введут, то перевозчики будут вынуждены поднять и тарифы, потому что действующие тарифы — на грани рентабельности. Пока руководители компаний еще надеются, что от введения платы все–таки откажутся: сейчас не время для новых налогов. К тому же не вполне понятна техническая сторона вопроса. Система сбора платежей очень сложная, она должна обрабатывать огромный объем информации. Я почти уверен, что с этим возникнут сложности.
Александр Дацюк
руководитель регионального отделения Ассоциации международных автомобильных перевозчиков