Государство может отобрать у коммерческих job–порталов часть клиентов

Автор фото: Курсков Евгений/ТАСС

Государство все активнее заявляет о себе как игрок на рынке по предоставлению услуг интернет–рекрутинга. В кризис, когда работодатели считают каждую копейку, у государства есть шансы отобрать у коммерческих job–порталов часть клиентов, так как за свои услуги оно денег не берет. В конкурентоспособность государства верят не все, но допускают, что при определенных условиях ему это под силу.

Сегодня рынок коммерческих job–порталов насчитывает около сотни площадок, где работодатели и работники ищут друг друга. По некоторым оценкам, их услугами пользуется не меньше двух третей российских компаний. "Да, для подбора персонала активно пользуемся услугами коммерческих порталов. Это позволяет эффективно и быстро обеспечивать компанию кадровым ресурсом", — подтверждает Маргарита Крутова, директор по персоналу компании "КОНТРОЛ лизинг". "По опыту работы нашей компании 90% вакансий закрываются через интернет–рекрутинг", — говорит Марина Кулаковская, заместитель генерального директора по персоналу ЗАО "Холдинговая компания "МегаМейд". "В первую очередь мы рассматриваем на вакантные позиции внутренних кандидатов: 69% ключевых позиций в 2014 г. были закрыты именно сотрудниками компании. Но если говорить о job–порталах, то их вес в общем списке инструментов внешнего поиска внушительный — 80 – 85%", — добавляет Евгения Голоскоченко, начальник отдела привлечения и управления талантами пивоваренной компании "Балтика".
По словам Юлии Сахаровой, директора по Северо–Западу HeadHunter (hh.ru), рынок онлайн–рекрутмента — это рекрутинговые порталы с федеральным охватом, классифайды и агрегаторы вакансий, локальные региональные сайты, профессиональные соцсети. В топ–3 популярных среди работодателей рекрутинговых площадок входят HeadHunter, Superjob, job.ru. Объем этого рынка Алексей Захаров, руководитель Superjob.ru, оценивает не менее чем в 5 млрд рублей. Каждый рекрутинговый сайт по–своему оценивает собственную долю и долю конкурентов на этом рынке. Но если судить по числу соискателей и компаний, то, например, в базе hh.ru размещено более 16,3 млн резюме, а актуальная база работодателей составляет более 450 тыс. компаний, уточняет Юлия Сахарова. По словам Алексея Захарова, на портале Superjob.ru сегодня зарегистрированы более 1 млн работодателей, хотя и не все из них активны. Число "живых" работодателей он не уточнил. Что касается резюме, то их насчитывается около 15 млн. "Опять же не все эти люди находятся в активном поиске работы: кто–то работает, но рассматривает более интересные предложения, кто–то в активном поиске и сам ищет вакансии на Superjob, а есть те, кто держит резюме в закрытом доступе, но готов при первой необходимости добавить его в активную базу", — поясняет Захаров. По словам Анны Чуксеевой, представителя job.ru, их база насчитывает 460 тыс. работодателей, 70 тыс. из которых — петербургские, и более 5 млн резюме, из них 800 тыс. разместили петербуржцы.
Бизнес–модель у job–порталов похожа. За услуги платят работодатели, для соискателей размещение резюме бесплатное. Цена стандартного размещения вакансии на месяц варьируется от 250 до 700 рублей, "пакетные" предложения — от 4 тыс. до 40 тыс. рублей в зависимости от набора дополнительных услуг.
На рынок интернет–рекрутмента государство в лице Федеральной службы по труду и занятости вышло в 2009 г., запустив информационный портал "Работа в России" (trudvsem.ru). Сегодня здесь размещено более 1 млн вакансий. Петербургская служба занятости оказывает услуги онлайн–рекрутинга с 2013 г. Сегодня на ее сайте r21.spb.ru зарегистрировано 2692 работодателя и размещено 8012 вакансий. Как пояснили в пресс–службе СПб государственного автономного учреждения "Центр занятости населения Санкт–Петербурга", регистрация работодателя проходит в очном порядке, то есть, чтобы получить доступ ко всем возможностям портала, необходимо зайти в службу занятости и получить код активации. "Таким образом мы гарантируем надежность и добросовестность работодателей, размещающих вакансии на нашем сайте", — поясняют такую особенность интернет–регистрации в службе занятости. На портале размещены только те вакансии, на появление которых там дают согласие работодатели. Хотя на самом деле вакансий больше: по состоянию на начало апреля их почти 51,5 тыс. Несмотря на недолгий срок существования, портал службы занятости наращивает активность. "В ноябре и декабре 2014 г. количество посетителей сайта держалось на отметке около 2 тыс. человек в день. Это связано с тем, что портал только начал продвигаться в Сети, — говорит представитель СПб ГАУ ЦЗН Эльвира Мезенова. — С января количество посетителей возросло до 2,5 тыс. человек в день и продолжало расти вплоть до 3,5 тыс. человек в день к середине февраля. В выходные работу ищут меньше — около 1,5 тыс. посетителей. В настоящий момент количество посетителей сайта составляет около 3 тыс. человек в день". Все услуги и для работодателей, и для посетителей сайта предоставляются бесплатно.

Все может быть

Конечно, до объема баз данных коммерческих job–порталов, их уровня сервиса государству далеко, тем не менее конкуренцию составить оно может. Как минимум в части затрат, что для работодателя немаловажно, особенно в кризис. "При работе с порталами наряду с их репутацией у соискателей, простотой в использовании очень важна стоимость услуги, — замечает Маргарита Крутова. — Сейчас стоимость услуги в год только по одному порталу превышает 500 тыс. рублей". Потенциал у государства как игрока рынка интернет–рекрутинга есть, уверена президент HR–ассоциации Петербурга и Ленобласти Надежда Коротовских, но при определенных условиях. "Мировая практика показывает, что именно государственные job–порталы являются наиболее эффективными, — поясняет она. — Во–первых, государство является не просто посредником, а заинтересованной стороной. Во–вторых, у государства есть большой административный ресурс: налаженные контакты с руководством стратегических предприятий, сотрудники в каждом городе, база вакансий и резюме и пр.". По ее словам, если государство захочет занять лидирующие позиции на рынке job–порталов, который на самом деле уже сформирован, то чиновникам нужно провести масштабную реструктуризацию сервисов, объединив региональные сайты на одном федеральном портале. Важно также проработать удобство интерфейса и его соответствие всем потребностям работников и работодателей, а также максимально снизить бюрократию на каждом этапе взаимодействия со всеми участниками процесса. "Так что перспектива здесь реальная, но необходимо понимать, какие деньги может вложить государство в развитие портала и как упорно готово бороться за его конкурентоспособность", — говорит Надежда Коротовских. Сколько именно для этого может потребоваться денег, эксперты оценить не взялись. Но все в один голос заявили, что улучшение технологий поиска, поддержание устойчивости сайта, развитие новых интеллектуальных продуктов — главный приоритет в бизнесе рекрутинговых сайтов. "Более трети инвестиций мы тратим на поддержку и развитие сайта", — говорит Анна Чуксеева, не уточняя размер инвестиций. "За 15 лет сумма наших инвестиций составила десятки миллионов долларов", — чуть более конкретен Алексей Захаров.
"Сегодня на поддержку сайта мы тратим совсем небольшие суммы, — отвечают на вопрос о финансировании в службе занятости. — Web–специалистов привлекаем по договору (держать в штате их нет необходимости). Они помогают решать нам конкретные локальные задачи, а администрирование и наполнение контентом портала проводим ежедневно своими силами". Работа по совершенствованию портала ведется постоянно, уверяют в СПб ГАУ ЦЗН. "Разрабатываются новые разделы, оценивается структура и степень ее удобства, на основании чего мы будем делать выводы о том, как развивать и улучшать портал. Не исключается и сотрудничество с другими электронными площадками по поиску работы", — говорит Эльвира Мезенова.

Конкуренцияvs. сотрудничество

Коммерческие job–порталы конкурента в государственных интернет–порталах не видят. Шансы государства на этом рынке Алексей Захаров оценивает как нулевые. "Если только государство не решит полностью уничтожить частный бизнес, в том числе и рекрутинговый", — допускает он возможный сценарий развития. "На мой взгляд, перспективы государства составить конкуренцию коммерческим job–порталам могут быть лишь в случае полной государственной монополии в этой отрасли, так как здоровую конкуренцию государственные компании не смогут выдержать", — соглашается Марина Кулаковская.
Юлия Сахарова уверена: у всех игроков рынка есть сильные и слабые стороны, и если акцент будет сделан на укреплении основных функций, то успех для всех неизбежен. "Я не вижу причин для конкуренции, — говорит она. — Если государство будет заниматься развитием своих сильных компетенций: защитой социально менее защищенных слоев населения, прогнозированием, балансом и офлайном (опережающее обучение, создание временных рабочих мест, содействие в переквалификации и трудоустройстве тем, кто оказался в трудных жизненных обстоятельствах), а коммерческие job–порталы — быстрой коммуникацией между работником и работодателем в конкурентной среде, онлайн, в итоге это будет полезно для всех участников рынка труда. Для того чтобы рынок труда становился более цивилизованным, эффективным и реально помогал людям в поиске работы, на мой взгляд, необходима не конкуренция, а активное сотрудничество всех игроков: центров занятости, job–порталов, кадровых агентств, НКО".