Режиссерам-кулинарам помогут не деньгами, но гарантиями

Деньги на сеть кафе "Едим дома!" Никите Михалкову и Андрею Кончаловскому правительство решило не давать, но братьев может выручить Сбербанк с кредитом почти 700 млн рублей под госгарантии.

После взрыва издевательских шуток над проектом Никиты Михалкова и Андрея Кончаловского по созданию сети кафе "Едим дома!" за государственный счет правительство не стало выделять искомые режиссерами 980 млн рублей из бюджета. На совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича чиновники решили, что проект должен искать деньги на общих основаниях. Но все же определенную поддержку братьям-режиссерам окажут: на 70% стоимости проекта может дать гарантии Агентство кредитных гарантий (АКГ). То есть на 680 млн рублей. Оставшиеся 30% инициаторы проекта должны будут найти сами. Как сообщает РБК, на совещании у Дворковича обсуждалось, что кредит под госгарантии может выдать Сбербанк.
Речь шла о проекте создания "альтернативы западному фастфуду" под брендом "Едим дома!" супруги Андрея Кончаловского Юлии Высоцкой, деньги на который братья-режиссеры попросили в письме Владимиру Путину. Заход вызвал бурю смеха над Никитой Михалковым в соцсетях и недоумение не только у многих рестораторов, но и у экс-министра финансов Алексея Кудрина, заявившего, что такая схема принесет больше проблем бизнесу, чем конкуренцию Макдональдсу. Власти в регионах тоже отнеслись к идее скептически: "Все это хорошо, что они хотят, но у нас и свои есть прекрасные производители, которые делают продукцию и ресторанный бизнес не хуже, чем они", - цитирует "Коммерсант" губернатора Владимирской области Светлану Орлову.
Впрочем, губернатор Подмосковья Андрей Воробьев сориентировался в ситуации быстрее и полностью поддержал проект. В правительстве региона говорят, что в перспективе могут дать проекту налоговые льготы и предоставить земельные участки. Именно в Московской и Калужской областях Михалков и Кончаловский собираются организовать пилотный проект своей сети. Калужские власти пока отмалчиваются - видимо, вспоминают, как Андрей Кончаловский в 2011 году уже купил в регионе 3 тыс. га, чтобы разводить бычков, как раз чтобы продавать мясо под брендом "Едим дома!". Но бизнес не заладился, режиссер, потеряв $4 млн инвестиций, забросил скотоводство, и в 2013 году Калужской области пришлось выкупать землю обратно за 50 млн рублей, хотя покупал ее Кончаловский "за копейки", возмущался губернатор Анатолий Артамонов.
Тогда разочарованный Андрей Кончаловский не получил ни господдержки, ни кредитов в банках и говорил "Известиям": "На этом рынке крутятся огромные деньги, монополия, везде нужны связи, откаты". Судя по всему, он сделал из той истории выводы и решил заручиться связями с самого начала. Понятней становится и энтузиазм Андрея Воробьева.
Сбербанк еще не комментировал свою вероятную роль в проекте, но если он или кто-нибудь еще выдаст кредит, то он станет рекордным для АКГ - агентство было создано в прошлом году и успело выдать, по данным Счетной палаты, 212 гарантий на общую сумму 1,4 млрд рублей, гораздо меньше, чем было запланировано (990 гарантий), из-за того что банки стали неохотнее давать кредиты, средний запрос на гарантию не превышает 50 млн рублей, - и для такого крупного кредита потребуются индивидуальные условия. Сам Андрей Кончаловский признает, что может отказаться от проекта, если окажется, что предлагаемые финансовые условия окажутся недостаточно комфортными и вернуть кредит не получится.
Бизнес-модель будущей сети кафе Андрей Кончаловский обрисовал довольно пунктирно. Смысл в том, что предлагаемая продукция должна быть "хотя бы наполовину" приготовлена из того, что производится в регионе. "Кто-то производит больше картошки, кто-то больше свинины. Мы будем пытаться адаптировать наше меню для тех продуктов, которые успешно производятся в той или иной области", - сказал режиссер "России24". Что ставит под сомнение появление кафе, например, в Москве и Петербурге, где сельское хозяйство по естественным причинам не очень развито. Впрочем, у нас есть корюшка, а в Мурманской области готовить, вероятно, придется в основном рыбу, строганину или же питательные блюда из мха-ягеля. Во-вторых, неясно, как быть с сезонностью тех же овощей.
Если суть проекта сводится к тому, чтобы покупать то, что есть, и потом из этого пытаться приготовить что получится, то с такими условиями он превращается в проект скупки у фермеров имеющейся продукции для продажи в социальных столовых. Этим могло бы заниматься и правительство напрямую, при чем же тут тогда кухня Юлии Высоцкой?