Почему сериал "Однажды в Ростове" может конкурировать с голливудскими кинолентами

Автор фото: Матыцин Валерий/ТАСС

Историк Лев Лурье - о том, почему новый сериал "Однажды в Ростове" является примером того, что российский производитель способен сделать фильм не хуже голливудского, причем на русском материале.

На Первом канале начался показ телесериала "Однажды в Ростове". Большинство критиков и зрителей — в восторге от качества работы и смелости замысла.
В России никогда не было своих Дюма, Конан Дойлей, Сименонов, Несбе. Наши приключенцы, иногда вполне качественные, всегда уступали в читательском интересе иностранным. Триллер как жанр — вне русской традиции. В нашем континентальном климате писатель — не столько беллетрист, сколько проповедник, защитник обиженных социумом и государством. В России, как, может быть, нигде, удавалась большая литература. А вот с продукцией качественной и одновременно развлекательной дела обстояли неважно.
Успех многосерийного приключенческого телевизионного фильма в первую очередь зависит от сценария. Должен сохраняться саспенс, должна присутствовать сложная романная форма с несколькими пересекающимися сюжетными линиями, неоднозначные персонажи, многочисленные конфликты, искрометные диалоги. И одновременно важная общественная проблема. Американцы созданы для того, чтобы снимать "Отчизну" и "Карточный домик", — у них и с социальной критикой, и с приключенцами всегда было все в порядке.
У нас несомненные успехи случались на моей памяти трижды — "Семнадцать мгновений весны", "Место встречи изменить нельзя", первый сезон "Улиц разбитых фонарей". Где–то рядом "Бандитский Петербург" и "Ликвидация" (с блестящей актерской игрой, но насквозь придуманным, фальшивым сценарием).
Каждый раз удача приходила, когда картина оказывалась созвучной общественным настроениям телезрителя.
Юлиан Семенов искушал необычным обаянием зла, братья Вайнеры показывали человеку застоя, от которого в жизни ничего не зависело, лихих оперов сталинской эры. Кивинов придумал сказку о том, как четыре сильно пьющих мента под руководством идиота–начальника раз за разом побеждают всемогущих, до зубов вооруженных "авторитетных бизнесменов".
"Однажды в Ростове" (я видел пока четыре первые серии) — прежде всего очень добротная работа. Все подогнано по мерке, сделано на редкость качественно: темп, сюжет, режиссура, актеры. Действие движется стремительно — от телевизора не отойти: обязательно пропустишь что–нибудь важное.
Сериалы на исторические темы сегодня редко получаются еще и потому, что, по последним данным разведки, власть у нас всегда была прекрасна. Правонарушитель поэтому или законченный злодей, или несчастный неудачник, попавший в обстоятельства как кур в ощип. Но телезритель не обманывается относительно милиции и государства, даже если считает, что крымнаш.
"Однажды в Ростове" показывает советскую власть однозначно отвратительной. Причем в тот ее промежуток, который принято идеализировать, — хрущевскую оттепель.
Завязка — июнь 1962 года, расстрел рабочих Новочеркасска. Никита Хрущев, отдавший приказ остановить мирную демонстрацию любым способом, показан без сантиментов — грубый, лишенный малейшей жалости к людям хряк (играет Никиту наш земляк Сергей Лосев). Таким он и был. Недаром смещение первого секретаря ЦК в 1964 году поначалу вызвало всеобщую радость. Не лучше Хрущева в фильме еще один изрядно идеализированный нашей исторической наукой персонаж — Анастас Микоян (артист Карэн Бадалов). Страшен и жалок алкоголик и будущий нобелиат Михаил Шолохов. Работники КГБ и милиции (что теперь уж совсем необычно) сплошь порождение зла: циники, мздомцы, садисты, лжецы.
Такому злу не грех противостоять, даже подделывая купюры и грабя сберкассы. Главные герои продолжают линию "Дубровского" или "Графа Монте–Кристо" — это благородные разбойники. Маленький отряд городских партизан. В "Ворошиловском стрелке" Говорухина прием тот же, но снят он в 1999 году, когда русский Рембо — пенсионер, мстящий за унижение полковнику милиции и его насильнику–сыну, — выглядел на российском экране вполне уместно.
Сегодня выход фильма Константина Худякова вызывает восхищение неожиданной смелостью Константина Эрнста. После майдана и "Беркута" у зрителя появляется неожиданный повод для рефлексии.
Начальство любит говорить об импортозамещении. "Однажды в Ростове" — пример того, как отечественный производитель сделал фильм не хуже голливудского, причем на русском материале.