Юрфирмы отмечают резкое снижение концессионной активности в Петербурге и Ленобласти

Автор фото: Коньков Сергей
Россия, Санкт-Петербург. Пассажирский терминал аэропорта "Пулково".

Петербургские юридические фирмы, сопровождающие проекты ГЧП, отмечают резкое снижение концессионной активности в нашем регионе. Зато консультантов из Петербурга с радостью привлекают концессионеры в других регионах России.

Рынок правового консалтинга в сфере государственно–частного партнерства в Петербурге и Ленобласти, по оценкам его участников, составил в 2014 году около 250 млн рублей. Крупнейшими игроками на нем, по данным составленной "ДП" карты юридического рынка Петербурга, оказались фирмы Legal Studio (22%), DLA Piper (18%), Capital Legal Services (13%), "Качкин и партнеры" (10%) и Dentons (9%). Отметили свое присутствие в этом сегменте также Castren&Snellman, Rightmark Group, Hannes Snellmann и Maxima Legal.
Несмотря на то что в рейтинге регионов России по уровню развития ГЧП Петербург много лет занимает лидирующие позиции, 2014 год, по оценкам юристов, консультирующих концессии, был для города застойным. Это обусловлено, во–первых, удорожанием финансовых ресурсов из–за санкций. Во–вторых, инвесторы ожидали нового ФЗ "Об основах ГЧП в РФ", который так и не был принят в прошлом году. Из–за этого многие проекты были заморожены, что сказалось и на рынке концессионного правового консалтинга. При этом в ожидании федерального закона перестали дорабатываться региональные законы о ГЧП.

Год без движения

По словам юристов, Петербург в сфере ГЧП прошлый год провел в аутсайдерах среди регионов России. "Петербург утратил лидерство в сфере ГЧП, — констатирует Никита Бутенко, старший юрист Hannes Snellman. — Нам известно о нескольких проектах в СПб и ЛО и федеральных проектах, которые были отложены или отменены".
"В общероссийском масштабе рынок однозначно вырос, — говорит управляющий партнер АБ "Качкин и партнеры" Денис Качкин. — Появились запросы из других регионов, традиционно радует активность в транспортной сфере. В то же время растет и конкуренция: появляются новые игроки, заявляющие об открытии инфраструктурных практик. Если говорить о рынках Петербурга и Ленобласти, то город сегодня уже проигрывает по темпам развития".
С коллегой согласна Карина Чичканова, партнер Dentons: "В целом ситуацию на рынке крупных ГЧП–проектов в Петербурге и Ленобласти можно охарактеризовать как малоактивную или настороженно замершую. В частности, мы в 2014 году не сопровождали каких–либо новых концессий, поскольку все перспективные и интересные проекты оставались на стадии обсуждения".
Юристы отмечают, что небольшие с точки зрения объемов финансирования и простые с юридической точки зрения ГЧП–проекты в городе и области стартовали, но в них услуги правовых консультантов не требовались.

Почему стоим

Одной из основных причин застоя в ГЧП эксперты называют финансовую: с одной стороны, не хватает средств бюджета для запуска проектов (поскольку даже их предварительная подготовка требует немалых денежных вливаний), с другой — кредиты для инвесторов стали дороже, что делает проект неокупаемым.
Другим важным фактором эксперты называют неурегулированность законодательства о ГЧП, в первую очередь — непринятие в прошлом году федерального закона о ГЧП.
"Основная проблема — большое количество белых пятен в федеральном законодательстве, а также противоречия между законами о ГЧП и гражданским, земельным и иными отраслевыми законодательствами", — говорит советник DLA Piper Марат Алтынбаев.
"Инвесторы не готовы участвовать в долгосрочных проектах, законодательное регулирование которых в любой момент может измениться существенным образом", — объясняет нерешительность клиентов–концессионеров Анастасия Русинова, руководитель практики ГЧП и инвестиций Legal Studio.

Другие берега

Застой ГЧП в Петербурге и Ленобласти петербургские юридические фирмы компенсировали сопровождением в 2014 году концессий в других регионах. Причем во многих регионах юристы отмечают настоящий бум ГЧП, обусловленный изменениями в федеральном законодательстве, в первую очередь поправками в закон "О концессионных соглашениях".
"Мы, в частности, сопровождали проект строительства моста через реку Лену в Якутии, — говорит Павел Карпунин, партнер Capital Legal Services. — Консультировали Росавтодор на всех этапах конкурса, в том числе и на этапе переговоров с победителем".
По словам Анастасии Русиновой, Legal Studio сопровождала проекты мусороперерабатывающего завода в Калининградской области и детсадов в ЮФО.
Денис Качкин отмечает, что его бюро консультировало один проект ГЧП в Ленобласти (строительство реабилитационного центра в Коммунаре) и три проекта в ЦФО.
"Мы консультировали Ярославскую, Тульскую и Волгоградскую области по вопросам ГЧП, а также концессионера, строящего платную дорогу в одном из муниципалитетов Московской области", —говорит Владимир Килинкаров, партнер Maxima Legal.
При отсутствии комплексного федерального закона, проект которого лежит в Госдуме уже 2 года, основным правовым регулятором в сфере ГЧП остаются региональные законы и судебная практика. Сохраняется несогласованность концессионного, бюджетного, земельного и градостроительного законодательства. Тем не менее федеральное законотворчество влияет на динамику реализации проектов ГЧП. В 2014 году важнейшим событием для нас стало принятие поправок в Земельный кодекс, значительно изменивших условия предоставления публичных земельных участков для строительства.
Евгения Петрова
руководитель практики недвижимости и градостроительства компании Rightmark group
Мы в 2014 г. сопровождали клиента в покупке прав на объект недвижимости у компании, реализующей проект ГЧП. Город контролирует в ее капитале лишь 1%, но по соглашению о ГЧП любая ее сделка должна быть одобрена представителем от Смольного. Поэтому, даже договорившись (что было нелегко) с топ–менеджерами компании по ключевым вопросам, мы несколько раз были вынуждены долго ждать формального одобрения одного акционера. Сверху наложились кадровые перестановки в руководстве города, что еще более затянуло процесс.
Сергей Ли
партнер Castren&Snellman