Андрея Аршавина и его бывшего бизнес-партнера Петра Тиньгаева осаждают кредиторы

Автор фото: Интерпресс

Владельца "БалтАвтоТрейда" Петра Тиньгаева и его бывшего партнера Андрея Аршавина осаждают кредиторы. Пытаясь спасти бизнес, собственник решил привлечь в инвесторы алтайского золотодобытчика, готового вложить в него более 2 млрд рублей.

Как стало известно "ДП", владелец группы компаний "МультиМастер" Петр Тиньгаев, чей автобизнес оказался на грани краха, нашел новых компаньонов — две малоизвестные московские компании: ОАО "Универсальная инвестиционно–финансовая компания" ("Унифико") золотопромышленника Владимира Гасникова и ООО "КДВ Груп", подконтрольное Василию и Людмиле Ким.
Они обещают инвестировать в автобизнес Тиньгаева 2,1 млрд рублей. А вернуть вложенные средства рассчитывают в течение 7 лет. Средств инвесторов должно хватить на погашение кредитов Сбербанка и АКБ "Пробизнесбанк", которым группа задолжала 1,9 млрд рублей. В обмен на вложенные средства оба инвестора получат на двоих 46% долей во всех компаниях, входящих в группу.
"МультиМастер" объединяет четыре юрлица — ООО "БалтАвтоТрейд" (дилер BMW), ООО "БалтАвтоТрейд Ф" (дилер Volkswagen), ООО "БалтАвтоТрейд С" (продает подержанные автомобили) и ООО "Энерджи Проджект" — сдает в аренду "БалтАвтоТрейд Ф" здание дилерского центра. Оборот входящих в группу компаний, по словам Петра Тиньгаева, около 4,5 млрд рублей.
По словам Петра Тиньгаева, "Унифико" занимается золотодобычей в Алтайском крае. В подтверждение этого он предъявил оценку активов на бланке управления природных ресурсов Минприроды РФ по Алтайскому краю. Однако в отделе геологии и лицензирования по Республике Алтай сообщили, что в реестре недропользователей такой компании нет, а лицензия ГОА 00029 уже несколько раз была переоформлена и принадлежит другому юрлицу, которое банкротится. На это сам Владимир Гасников сообщил "ДП", что использует лицензию ФГУП "Прииск Алтайский" по договору генподряда с нынешними ее владельцами. Ранее "Унифико" принадлежала КСК "Кейстоун", собственники которой в начале 2000 годов были близки к экс–мэру Москвы Юрию Лужкову. У них Владимир Гасников выкупил "Унифико" в начале 2000–х годов.
Сейчас вместе с иностранными фондами (Hifin Holding Industriel et Financier S. A., Harmonie International — партнерство подтверждается на сайте фонда) он занимается золотодобычей в Афганистане и Мозамбике, а также планирует выйти в Киргизию. В автобизнес Владимир Гасников решил инвестировать, потому что в этом заинтересованы его западные партнеры. По его словам, аудит активов Петра Тиньгаева он проведет в августе и по его результатам определит необходимый объем инвестиций, который, возможно, будет отличаться от заявленного. Свой бизнес, включая имущественный комплекс, Петр Тиньгаев оценивает в 4 млрд рублей, но участники рынка в такой оценке сомневаются. "Учитывая ситуацию на рынке, предельная цена его дилерских центров как недвижимости — 750–800 млн рублей, — говорит один из участников рынка. — Без франшизы эти здания вообще ничего стоят. Автоматически передать франшизу на продажу машин можно только в том случае, если кто–то купит всю компанию с долгами. А с долгами она никому не нужна".

Проблемный актив

На фоне экономического кризиса и падения авторынка в начале этого года автобизнес Петра Тиньгаева оказался в сложном положении. Многие покупатели автомобилей, оплатившие покупку еще в декабре, до сих не могут получить ни автомобили, ни документы, подтверждающие право собственности на машину. К началу апреля в суды поступило более 40 исков на сумму свыше 140 млн рублей.
В 2014 году "БалтАвтоТрейд" продал 513 машин BMW, 669 легковых и 89 коммерческих Volkswagen, по данным "Auto–Dealer–СПб". У Петра Тиньгаева несколько иные данные, он говорит, что продал 650 автомобилей BMW и около 1100 Volkswagen. Собранные с покупателей средства ушли на исполнение обязательств перед поставщиками, хозяйственную деятельность и исполнение обязательств перед Сбербанком, который остается основным финансовым партнером Петра Тиньгаева. "Сбербанк не требовал с заемщиков группы "БалтАвтоТрейд" досрочного погашения по кредитам. Все погашения осуществлялись "БалтАвтоТрейдом" по графикам, предусмотренным кредитными договорами", — сказали в кредитной организации.
В пресс–службе также добавили, что ни в конце 2014 года, ни в 2015 году у Сбербанка не было и нет проблем с ликвидностью. Досрочного погашения кредитов ни с одного заемщика Сбербанк не требовал.
Тем не менее кредитная нагрузка слишком велика, и компания явно не справляется с ситуацией. В суд уже обратился импортер "БМВ Русланд Трейдинг", требуя 420 млн рублей (стоимость автомобилей, которые дилер взял на реализацию, но не вернул). Часть машин импортер успел вывезти из салонов.
"По этическим соображениям, пока дело находится в суде, мы не можем раскрывать подробности, — говорит представитель импортера Василий Мельников. — Мы находимся в диалоге и с дилерами, и с клиентами, которые внесли деньги и ждут автомобили. Понятно, что мы все находимся в сложной ситуации с юридической точки зрения. Наша цель — найти выход в ближайшее время в ключевом для нас регионе". Петр Тиньгаев говорит, что урегулировать вопрос в короткие сроки не удалось из–за сложных финансовых условий на рынке. "Сумма задолженности не 420 млн рублей, а намного меньше и составляет 173 млн рублей по официальной сверке. В процессе мирового соглашения она будет еще меньше", — пояснил он.

Иск для футболиста

Кредиторы пытаются взыскать средства не только с Петра Тиньгаева, но и с его бизнес–партнеров. В частности, 6 апреля Сбербанк подал иск к футболисту "Зенита" Андрею Аршавину о взыскании сумм по договору займа. Сумму кредита в банке не уточняют и отказываются от комментариев.
Согласно СПАРК, 5 лет назад спортсмен был партнером Петра Тиньгаева в ООО "БалтАвтоТрейд", спортсмену принадлежало в этом обществе 49% долей. Кроме того, по СПАРК, у Аршавина и Тиньгаева осталось еще несколько общих компаний — "Автодор Экспресс", "Автодор Инвест" и "АвтоДепо Сервис".
Как объяснил Петр Тиньгаев, он в итоге выкупил долю футболиста в ООО "БалтАвтоТрейд", и больше они не являются партнерами. Сам Андрей Аршавин заявил "ДП", что не хочет комментировать эту историю, отметив при этом, что никогда не владел долями в "БалтАвтоТрейде".

Автомобильный рынок летит вниз

Если сделка состоится, то она будет крупнейшей на авторынке с 2008 года, когда совладелец ГК "Олимп" Евгений Войтенков продал часть бизнеса компании Inchcape. Кроме того, сделка позволит группе "МультиМастер" избежать судьбы холдинга РРТ Олега Барабанова, банкротство которого стало самым громким за всю историю петербургского авторынка. Правда, некоторые эксперты уверены, что он вывел часть активов через своего экс–партнера Андрея Ивойлова, который под брендом "Р–Моторс" теперь торгует GM в центрах, ранее принадлежавших РРТ. Проблемы возникли и у группы компаний "Лаура", которая распродала часть активов в регионах и банкротит одну из своих компаний.
В целом ситуация на авторынке трудная: в 2014 году он упал по России на 10,3%, до 2,5 млн автомобилей, в марте 2015 года падение составило 42,5% по сравнению с мартом 2014 года (данные АЕБ) — до 139,85 тыс. автомобилей. Но если падение массовых марок доходит до 80%, то премиальные пока чувствуют себя нормально: Mercedes подрос за март на 9% по сравнению с годом ранее, но BMW упал на 14%. В Петербурге за январь–февраль 2014 года падение BMW составило 7%, было продано 833 автомобиля, по данным "Auto–Dealer–СПб".
Люди, которые оперируют непонятными объемами денег, были всегда. Но сегодня нормальные инвесторы вряд ли будут вкладываться в дилерский бизнес, потому что он высокорискованный и низкодоходный. Разве что придет кто–то с бешеными деньгами и захочет личный гараж на несколько сотен машин BMW. В ближайшие 2 года рынок будет только падать. Так что ни о каком возврате инвестиций в текущей ситуации не может быть и речи. Чем покупать чужой бизнес с долгами, проще все построить с нуля. Два автоцентра обойдутся максимум в 900 млн рублей.
Игорь Седов
Директор По Развитию Гк "Аксель"
Падения продаж автомобилей BMW в I квартале у нас не было, хотя большой наплыв покупателей пришелся на декабрь 2014 года. Но сейчас существует дефицит ликвидных моделей из–за ограничения квот со стороны производителя на модели Х4, Х5 и Х6. Это связано с тем, что Россия не относится к растущим рынкам на фоне экономического кризиса и скачка курса валют. Думаю, со временем конкуренция среди дилеров будет расти, в Петербурге она и так достаточно высокая, а вскоре накалится до предела.
Алексей Иванов
Управляющий Директор Ооо "Евросиб Лахта"
"БалтАвтоТрейд" пришел на рынок и вел себя как наименее системный игрок. Но рынок рос и прощал ошибки. Несистемная работа традиционно приводит к сбоям, в первую очередь в платежном календаре. К счастью, премиум–сегмент куда стабильнее, чем массовый. В ином случае ситуация в "БалтАвтоТрейде" развивалась бы гораздо быстрее и драматичнее. Привлекательность инвестиций в автобизнес сегодня невысока. Рынок находится сейчас в ожидании ухода слабых игроков. В ближайшее время мы станем свидетелями многих подобных историй.
Виталий Новиков
Руководитель Университета Продаж