Для чего бизнесу нужна геймификация и игротехника

Автор фото: Георгий Чижов

Организатор Shabash.club Георгий Чижов - о том, что такое геймификация и игротехника.

Уже давно на слуху такие слова, как геймификация (от англ. game — игра) и игротехника. Правда, общего понимания, что это такое в бизнесе, на данный момент не существует, и мало кто понимает, кроме профессионалов этой сферы, о чем речь и зачем нужно играть, вместо того чтобы заниматься делом. Рано пока говорить о качественном и профессиональном применении этих терминов. Клиент не готов. Да и бизнес тоже. Но давайте все–таки попробуем понять, зачем в тяжелые времена нужно для бизнеса идти в такую странную и вроде бы несерьезную тему — игрофикацию бизнес–процессов.
Игрофикация — набор приемов и правил, взятых из игр, используемый для мотивации участника конкретного бизнес–процесса. Участником выступает как сотрудник, так и клиент. Деятельность по применению игрофикации называется игротехникой. Игротехника в бизнесе — это не просто модный тренд. Это способ повысить мотивацию персонала и усилить лояльность клиента, не вкладывая больших усилий и финансовых средств в организацию самого процесса. Стандартная ситуация: два продавца–консультанта продают одинаковый однообразный товар, характеристики которого знают наизусть. Им уже неинтересно, они хотят роста. А расти некуда. И вот тут пора вводить их в игровой процесс. Сотрудники начинают соревноваться и стремиться не просто сделать продажу, а завоевать клиента, получив от него обратную связь, так как они оба становятся частью выстроенной цепочки–конструктора, создающей некий игровой объект. И тут уже важен не количественный показатель, а эмоциональная составляющая — я часть команды, и я строю некий объект, и от меня зависит, как он будет построен и станет функционировать. И вроде я взрослый человек, я осознаю, что это все вымысел. Но именно этот вымышленный процесс снимает с меня раздражение от обыденной реальности.
Игровые методы помогают сотруднику почувствовать свой прогресс и видеть уникальность своей деятельности. Например, сотрудник call–центра или кассир супермаркета, выполняя скучную однообразную работу, постепенно начинает саботировать свою деятельность, теряя к ней интерес. И никакие зарплаты и премии не повысят его мотивацию. Он банально устал. Но дайте ему возможность в игровой форме достигать каких–то условных уровней, прокачивать свои качества, собирать "артефакты" — и рутина пропадет, появится заинтересованность.
Если ваши сотрудники получают высокую зарплату, им удобно на своем рабочем месте, каждый день они решают новые и интересные задачи, то вам нет смысла звать игротехников. Но, если хотя бы один элемент (зарплата, интерес и комфорт) отсутствует, впору обращаться к профессионалам и искать новые смыслы посредством игры.