Акционер Балтийского банка ООО "Балтийский торговый дом" объявил о банкротстве

Автор фото: Коньков Сергей

Акционер Балтийского банка ООО "Балтийский торговый дом", подконтрольный владельцу холдинга "Петербургское агентство недвижимости" Андрею Исаеву, объявил о банкротстве. Проблемы есть и у других компаний ПАН.

Арбитражный суд СПб и ЛО принял заявление ООО "Балтийский торговый дом" (БТД) о собственном банкротстве. Фирма принадлежит владельцу девелоперского холдинга "Петербургское агентство недвижимости" (ПАН) Андрею Исаеву и бывшему президенту Балтийского банка Олегу Шигаеву. До недавнего времени ООО владело 99,76% акций Балтийского банка, но в результате корпоративного конфликта между Исаевым и Шигаевым кредитная организация в 2014 г. была подвергнута санации и перешла под контроль Альфа–Банка.
Ключевым кредитором в деле о банкротстве БТД, похоже, будет сам Балтийский банк: он подал иск о взыскании с компании 738,1 млн рублей. В Балтийском банке и в Альфа–Банке воздержались от комментариев.
Не миллионы, а копейки
Как заявил представитель БТД, иск Балтийского банка совершенно безосновательный. По его версии, суть иска следующая: в июле 2012 года Исаев и Шигаев, тогда еще партнеры, передали свои акции (по 49,88% каждый) в общую компанию — БТД — которая уже от их лица контролировала банк. Передача была оформлена договорами купли-продажи: по ним каждый акционер за свой пакет от компании получал 508 млн рублей. Но деньги не перечислялись, а за акционерами сохранялось право требования на эту сумму.
В мае 2013 года, когда между партнерами вспыхнул конфликт, Шигаев потребовал у БТД деньги и пени в размере 68 млн рублей. А затем депозитарий Балтийского банка на основании подложных (как это уже выяснил суд) поручений и липовых договоров дарения списал со счета депо БТД все акции и записал их на счета Исаева и Шигаева. Пока БТД оспаривал эти действия и требовал акции назад (с мая 2013 по декабрь 2014 года), Шигаев распоряжался своим пакетом, полностью контролируя Балтийский банк. Все это время банк и ПАН вели масштабные судебные баталии: в арбитраже рассматривалось несколько десятков исков самого разного содержания.
Между тем, в марте 2014 года Олег Шигаев по договору цессии переуступил Балтийскому банку право требования с БТД денег за 11% акций банка номинальной стоимостью 726 млн рублей. Именно по этому право требования банк, который теперь находится под контролем "Альфа-групп", и подал иск о взыскании с БТД 738 млн рублей.
"Во-первых, в период заключения договора цессии Шигаев сам владел акциями, и требовать за них деньги — а значит и переуступать это право требования — не мог. Во-вторых, стоимость этих 11% акций после введения санации и решения ЦБ об уменьшении капитала Балтийского банка до 1 рубля, составляет не 726 млн рублей, а 11 копеек", — говорит юрист БТД.

Схемы в шкафу

Между тем проблемы испытывают и другие компании, связанные с холдингом ПАН. Так, "дочка" БТД — ООО "Эскиз", владеющее домом на Захарьевской ул., 41, и дачей Свиягина на Каменном острове, получило иски от ОАО "Генмостстрой" о взыскании 2,9 млрд рублей. "Генмостстрой", по данным СПАРК, раньше входил в ПАН, но в 2010 г. был заведен на баланс Балтийского банка. В разгар корпоративной войны в 2013 г. он был выведен из банка и теперь контролируется неизвестными физлицами. По телефонам "Генмосстроя" теперь отвечают другие компании, а его сайт не работает. Директор компании Александр Фирсов, по версии осведомленного источника "ДП", относился к команде Шигаева.
Согласно годовым отчетам "Генмостстроя", его оборот с 2009 по 2013 г. составлял 6 – 16 млрд рублей, но прибыль не превышала 100 тыс. рублей. При этом основную часть активов компании, по данным на 2013 г., составляет дебиторская задолженность (около 5 млрд рублей), а большую часть пассивов — кредиторская (на эту же сумму). По мнению гендиректора Intecon Игорь Лучкова, это может означать, что функция фирмы состояла именно в техническом посредничестве между банком и девелоперской компанией при финансировании проектов. "Возможно, в мирные годы эта компания получала кредиты Балтийского банка, а затем распределяла деньги по строительным структурам, например посредством вексельных займов, — рассуждает эксперт. — Теперь же настала пора погашать заем, но денег нет. А может быть, и не хочется их возвращать компании, которая стала вражеской".
Интересно, что в 2013 г. Андрей Исаев рефинансировал ряд кредитов Балтийского банка в Райффайзенбанке, чтобы спасти от бывшего партнера свой отель на Мойке, 22. Но, похоже, так были закрыты далеко не все долги.