АвтоВАЗ может занять долю GM на российском рынке

Автор фото: Фадеичев Сергей/ТАСС

Автодилеры, продававшие в Петербурге автомобили GM, ищут новые дилерские контракты. В кандидатах на замену GM, который покидает российский рынок, — экономичные автомобили Lada и китайские бренды.

На фоне стремительно падающего авторынка и ухода из России автоконцерна GM свой шанс поднять продажи наконец–то получил АвтоВАЗ. Петербургские дилеры активно ищут новые контракты и делают ставку на недорогие машины.
Сегодня, 1 апреля, в Петербурге президент АвтоВАЗа Бу Андерссон проведет официальную презентацию нового логотипа Lada и представит новые модели Lada Vesta, Lada XRAY и Lada Vesta WTCC на выставке "Мир автомобиля". В планах производителя — занять 20% рынка, и ситуация для этого весьма благоприятна. Не исключено, что он также объявит о своих планах по развитию дилерской сети в Петербурге. По данным "ДП", желающих много — в городе работает семь автоцентров у пяти дилеров GM, и всем им до конца года нужны новые контракты.

Импортозамещение в действии

Как стало известно "ДП", "Р–Моторс" Андрея Ивойлова (бывший партнер Олега Барабанова по банкротящемуся холдингу РРТ) ведет переговоры о дилерстве Lada. Сейчас компания является дилером GM, который уходит с рынка, распродавая остатки. Андрей Ивойлов от комментариев об отношениях с АвтоВАЗом отказался.
В пресс–службе тольяттинского автозавода переговоры с петербургскими дилерами не комментируют, ссылаясь на коммерческую тайну.
"В сложившейся экономической ситуации мы наблюдаем, что наш продукт конкурентоспособен на рынке. Мы планируем выйти на уровень доли рынка не менее 20%, — сказали в пресс–службе АвтоВАЗа. — В условиях кризиса мы направляем все усилия, чтобы поддержать нашу существующую дилерскую сеть".
До конца года "Р–Моторс" намерен продавать автомобили GM и одновременно бороться за сервисный контракт. По словам Андрея Ивойлова, сейчас идут переговоры с разными брендами, но пока говорить об итогах рано. "У GM есть 30 тыс. машин на продажу. Также мы рассчитываем на сервисный контракт. В автопарке России есть 2,3 млн машин GM, их надо обслуживать, поставлять запчасти, а также обеспечивать гарантийный ремонт", — говорит он.

Падает все

Продукция АвтоВАЗа стала лакомым куском для автодилеров. Массовый сегмент резко просел из–за экономического кризиса: упала покупательная способность, автокредиты стали дороги. С конца 2014 года выросли цены на машины. По оценке агентства "Автостат", по итогам января–февраля средняя цена автомобиля в России выросла на 14,7%, при этом иномарки подорожали на 16,3%, а российские автомобили лишь на 7,7%.
Правительство выделяет 25 млрд рублей на поддержку автопрома (в том числе деньги пойдут на субсидирование процентных ставок по автокредитам), чтобы избежать падения рынка на 50%. При этом субсидии получат только локальные производители.

Скамейка запасных

В 2014 году российский авторынок просел на 10,3%, петербургский — на 6%, а по итогам января–февраля 2015 года продажи упали уже на треть. В прошлом году больше других просели Ford, Chevrolet, Opel, Peugeot, Citroen — их продажи ушли вниз на 20 – 40%, а в январе–феврале глубина падения составила 60 – 80%.
Участники рынка говорят, что Lada и экономные китайские марки способны заместить иномарки массового сегмента. Продажи новых автомобилей Lada в Петербурге показывают лучшую динамику, чем рынок в целом. Так, в 2014 году к 2013 году они выросли на 3%, до 11 351 машин. В целом по России Lada занимает первое место по объему продаж.
В свою очередь, доля машин китайских брендов на местном рынке невелика — около 1,3%. За прошлый год в городе было продано примерно 2,5 тыс. легковых машин китайских брендов (Chery, Geely, Lifan, FAW), это на 22% меньше, чем в 2013 году. В 2014 году хорошо себя чувствовали некоторые бренды, производство которых локализовано в России, их продажи росли — это Nissan, KIA, Renault.
Заменить уже ушедшие с рынка или потенциально готовые уйти в ближайшем будущем марки могут автомобили, стоимость которых составляет 500 – 700 тыс. рублей, считает гендиректор "Auto–Dealer–СПб" Михаил Чаплыгин. По его мнению, может расширить представительство Datsun, не исключено расширение присутствия в городе Lada, также высоки шансы у некоторых китайских марок.
Если говорить о конкретных марках, то в зоне риска по–прежнему Ford, Suzuki, Honda, FIAT, уточняет Михаил Чаплыгин. Также он замечает, что "просто так взять и поставить в салон новую марку не получится ни у кого". Во–первых, импортеры смотрят географию размещения салона. Во–вторых, есть требования к дилерским центрам. Не всегда им могут соответствовать претенденты.

Борьба за контракты

Неудивительно, что сейчас автодилеры вступают в борьбу за бюджетные бренды локального производства, а также за недорогие китайские машины. Как ранее писал "ДП", Сергей Пушкин, также бывший партнер Олега Барабанова по холдингу "РРТ", создал компанию "Автовыбор" и ведет переговоры с Daewoo и FAW о заключении дилерских контрактов.
Дилер "Автополе" начал продавать китайские машины Geely вместо тайваньской марки Luxgen. Компания также продает автомобли GM, так что стоит вопрос о замещении еще одной марки. Cовладелец ГК "Автополе" Сергей Вайнер сообщил, что у них крупная база лояльных клиентов GM в сервисе и сервисные мощности заполнены минимум года на два.
Участники рынка говорят, что "Атлант–М", также торгующий машинами GM, ведет переговоры о дилерстве Renault, Nissan и Hyundai. В "Атлант–М" информацию не раскрывают. В компании Hyundai комментировать переговоры с петербургскими дилерами отказываются. В пресс–службе Renault их не подтверждают.
Директор автосалона "Автомир GM Питер" Андрей Толоконников подтвердил, что переговоры с другими производителями ведутся, но с какими — не уточнил. В автоцентре "Прагматика" сообщили, что пока не получили официального уведомления GM, но на сайте автоцентра указано, что, несмотря на ситуацию с брендом, в центре будет сохранено сервисное обслуживание.
Гендиректор "Питер–Лада" Валерий Шеромов отмечает, что спрос на машины Lada уже растет. В связи с уходом брендов Opel и частично GM освободилась ниша, и большинство салонов хотят заполнить ее автомобилями Lada, считает он. Увеличение количества дилеров Lada не приведет к росту продаж, следствием этого будут "размытые" доли официальных дилеров ВАЗа", — говорит Шеромов.

Для просмотра в полном масштабе кликните по инфографике - картинка откроется в новом окне