Что в ближайшее время произойдет с рынком программного обеспечения

Автор фото: Рюмин Александр/ТАСС

Президент First Line Software Николай Пунтиков - о том, что в ближайшее время произойдет с рынком программного обеспечения.

Недавно в СМИ прозвучало такое мнение, что рынок программного обеспечения (ПО) на заказ будет потихоньку сходить на нет, так как это слишком дорого для компаний, они якобы будут предпочитать другую модель — устанавливать только то, что им нужно, то есть стандартное ПО.
Однако утверждение о том, что аутсорсинг слишком дорог, не выдерживает критики. Тот, кто это говорит, совсем ничего в этом бизнесе не понимает. Дело не в цене. Действительно, современные технологии позволяют настолько быстро создавать новые версии программных решений и немедленно проверять то, как их воспринимает целевая аудитория, что малому и среднему бизнесу зачастую эффективнее опробовать одно из готовых решений или нанять несколько инженеров и на коленке соорудить такое решение. Времени на изобретение велосипеда с квадратными колесами просто нет. Пока изобретаешь, разрабатываешь, тестируешь, внедряешь, информационные технологии и сегмент рынка убегут настолько далеко, что никому уже не будет нужен этот чудо–велосипед. Но здесь необходимо разобраться с терминами. Существует так называемое стандартное ПО, под которым понимаются операционные системы, средства разработки и т. д. И доля программных продуктов, которые можно отнести к стандартным, в океане программных решений неуклонно снижается.
Зато буйно цветет индустрия разработки приложений, платформ и программных устройств. И именно такие проекты сегодня ведут разработчики заказного софта. IT — кровеносная система практически любого бизнеса. И если инфраструктура и "стандартное ПО" — это сердце, которое качает кровь, то ПО — это бесчисленные кровяные тельца в этой системе, которые обеспечивают жизнедеятельность мирового экономического организма.
Остановить эту гонку технологий невозможно и не нужно. А кто же может ее поддерживать, если не профессионалы? Кроме того, в большинстве случаев выбор программного решения — это только первый шаг. Дальше нужно этот продукт переделать под заказчика: интегрировать в существующую технологическую платформу, перенести важные данные из старых систем, обеспечить безопасность, производительность, безотказность и т. д. и т. п. Наконец, клиент, который сосредоточен на своем бизнесе, просто не успевает следить за технологическими прорывами в IT и может пропустить важные для себя новшества.
Так что работа у создателей заказного ПО всегда будет. Другое дело, что существенно меняются структура портфеля клиентов и модели процессов, как производственных, так и маркетинговых. Бизнес, который этого не понимает, погибнет. Те, кто вовремя адаптируются, не пропадут. Мировой рынок плачет в голос от недостатка квалифицированных инженеров ПО. Искусство состоит в том, чтобы предложить клиенту такую модель партнерства, при которой поставщик услуг не просто выполняет работу на заказ по спецификации (такой аутсорсинг действительно скорее мертв, чем жив), а участвует в решении бизнес–задач клиента самым непосредственным образом, разделяя и успех, и риски.