Где лучше мобильная связь: в России или за рубежом

Автор фото: Джапаридзе Михаил/ТАСС

Услуги сотовой связи в России и лучше, и дешевле, чем за рубежом, не устают повторять наши сотовые операторы. "ДП" разобрался, насколько велика разница.

Руководители сотовых операторов стали все чаще повторять, что связь в России и дешевле, и качественнее. Причиной тому называют высокую конкуренцию в отрасли и сравнительную ее независимость от государственных институтов.
Например, генеральный директор ОАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн") Михаил Слободин в интервью "ДП" сказал: "Вы приедете в Нью–Йорк, Лондон, Париж, Берлин — лучшего качества, чем в Петербурге или Москве, не найдете, а стоит там связь в 10 раз дороже. Даже в Китае в 4 – 5 раз дороже".
Директор Северо–Западного филиала ОАО "МегаФон" Алексей Семенов приводит в своей последней презентации слайд о том, что пакет Интернета 5 Гб стоит в США почти в 10 раз больше, чем у "МегаФона", в Великобритании — в 6 раз. Правда, речь идет не о тарифах, а об опциях, то есть о добавках к тарифу.
Вообще в случае с операторскими предложениями найти идеальные образцы для сопоставления почти невозможно. "ДП" постарался учесть максимум деталей и пришел к выводу: ценовая разница с зарубежьем есть, но значение ее преувеличено.

Дьявол в деталях

Часто при сопоставлении тарифов не учитывается плата за мобильный аппарат, включаемая за рубежом в ежемесячный счет. В Европе, США операторы традиционно субсидируют телефоны: абонент заключает контракт на пару лет, в течение которых постепенно выплачивает стоимость аппарата вместе со счетом за связь. Фактически это покупка в рассрочку, и если переносить ситуацию на российскую почву для сравнения, то логично было бы учитывать набегающие проценты. Но даже если просто вычесть из платежей стоимость аппарата, разница в цене операторских услуг с Россией становится не такой уж огромной. Например, с недешевой Великобританией — примерно в 2 раза. "Российские тарифы сильно отличаются от зарубежных в меньшую сторону. Но если вычесть субсидированный аппарат, то разница снизится, будет примерно двукратной", — соглашается Константин Анкилов, гендиректор "ТМТ Консалтинг".
Кроме того, есть еще ряд деталей. В России существует внутрисетевой роуминг (при перемещении по стране), и на многих тарифах он оплачивается отдельно. Плюс зарубежные операторы любят безлимиты на разговоры и SMS. Если брать во внимание отечественные тарифы с большим количеством минут, то цены здесь будут вполне европейскими. Отдельный вопрос — разница в покупательной способности. Словом, радость от ценового выигрыша россиян несколько тускнеет.

Гораздо лучше с другой стороны

В 2010 году в ИМИСП (Санкт–Петербургский международный институт менеджмента) проводили исследование, где сравнивали совокупные затраты абонента на смартфон и услуги связи в России и Великобритании. Получилось, что разница очень небольшая: экономия россиянина — около 1 тыс. рублей за 2 года. Ситуация в корне не изменилась за 5 лет, говорят в ИМИСП, хотя, конечно, рост валюты увеличил разрыв.
Тут есть еще одна интересная деталь: разница в тарифах не вполне коррелирует с разницей в расходах на связь. "Если говорить о стоимости минуты, то в России это в среднем 1,1 рубля — в 10 раз меньше, чем, например, в Восточной Европе, — говорит Денис Кусков, глава агентства TelecomDaily. — В России у каждого оператора "большой тройки" чуть не по 30 действующих тарифов, большинство из них недоступны для новых подключений, но абоненты там остаются и платят по старым ценам. Если же говорить о пакетных предложениях (доступ в Интернет, минуты и SMS разом — операторы перешли на продажу таких тарифов около года назад. — Ред.), то там уже цены будут отличаться от иностранных не в 10 раз, а раза в два".
А вот что касается качества связи, то оно в России ощутимо лучше — на этом сходится большинство отраслевых аналитиков. Правда, объяснения этому дают разные: от жадности иностранных операторов до технологических и законодательных особенностей строительства сети.

Для просмотра в полном масштабе кликните по инфографике - картинка откроется в новом окне