Почему чиновники верят в то, что рубль продолжит расти

Автор фото: Коньков Сергей

Чуть курс рубля подрастет, как чиновники начинают излучать ничем не обоснованный оптимизм. Экономика сильно зависит от настроений и оптимизм — вещь положительная. С другой стороны, верить в светлое будущее, ничего не предпринимая, тоже не надо.

Вот наконец и весна пришла. Снег тает, солнце светит, рубль растет. Ну что еще, спрашивается, надо? Даже вот на Украине почти не стреляют.
Впрочем, приход весны — это вещь неизбежная, так уж устроен мир, что за промозглым февралем (само собой, это в наших широтах) приходит пыльный, но солнечный март.
Что же касается роста рубля, то тут, наоборот, все неожиданно и необъяснимо. Вот, например, россияне в середине этой недели радостно восклицали: "Доллар ниже 57!", "Такого не было с начала года!", "Евро по 63, столько он стоил в начале прошлого декабря!" Восклицали — и сами себе не верили. Еще бы! Ведь всего 3 месяца назад евро в обменниках стоил сотню.
Высокопоставленные чиновники, со своей стороны, начинают осторожно, в аптекарских дозах, излучать оптимизм. Это и понятно: никому теперь не хочется выглядеть дураком, который скажет: "Мне жаль тех, кто купил доллар за 57". Поэтому госслужащие сейчас выражаются примерно так: "Конечно, пока рано радоваться, и это предварительное суждение, оценочное мнение даже, но, кажется… вернее, есть все основания полагать, что Россия начинает потихоньку выбираться из так называемых кризисных явлений".
Вот, например, министр финансов Антон Силуанов заявляет, что пик негатива в российской экономике пройден. В Минфине считают, что в 2015 году инфляция будет ниже запланированных 12,2%, а в 2016 году этот показатель может снизиться до 6 – 7%.
Если учитывать, что экономика действительно сильно зависит от настроений, то оптимизм — вещь положительная. Ведь если постоянно твердить, что скоро наступит конец света, строить подземный бункер где–нибудь вдалеке от крупных городов и запасаться гречкой, то рано или поздно конец света все–таки произойдет — вопрос только в масштабе. То есть сгущать краски, конечно, не стоит. Но, с другой стороны, верить в светлое будущее, ничего не предпринимая, тоже не надо.
Сейчас колебания рубля — это вообще что–то из области природы и стихийных бедствий, что–то иррациональное. Кто из правительства даст голову на отсечение, что через неделю евро не будет стоить 90? Такое ощущение, что россияне верят, что рубль вообще можно заговорить. Не зря же так часто раньше звучала мысль от разных политологов и экономистов, что Владимир Путин — это амулет для России и, пока он у власти, нефть будет дорогой.
Если же взглянуть на ситуацию холодно и без эмоций, то от оптимизма не останется и следа.
Нефть не растет, как была, так и есть в диапазоне $50 – 60 за баррель, санкции никто не отменял, на Украине хрупкий мир. Промышленность пока не дает поводов для надежды. Иностранные концерны продолжают уходить из России. Импортозамещение идет очень медленно и, пожалуй, происходит только в сельском хозяйстве и пищевой промышленности. То есть яблоки будем есть свои. И верить в то, что рубль еще вырастет.