"Горэлектротранс" выбрал победителя тендера на поставку 14 трамваев за 322 млн рублей

Автор фото: wikimedia.org

Как и прогнозировал dp.ru, конкурс на поставку 14 трамваев за 322 млн рублей выиграла компания-представитель Усть-Катавского завода. Документы конкурса были составлены так, что других участников к нему не допустили. Однако подрядчики продолжают борьбу за закупки трамваев на 4 млрд рублей до 2020 года.

ГУП "Горэлектротранс" выбрал победителя скандального конкурса на поставку 14 трамваев за 322 млн рублей. Им стало ОАО "Национальная контрактная корпорация", по данным портала госзакупок. Ранее московская компания была представителем "Усть-Катавского вагоностроительного завода" (УКВЗ) из Челябинской области. Девять трамваев должны быть поставлены в Петербург до 31 декабря 2015 года, оставшиеся пять - до 1 июня 2016 года.
Особенность конкурсной документации была такой, что другие подрядчики и не могли победить в этом конкурсе. Так, в перечне документов были указаны дополнительные требования к потенциальным участникам аукциона, например: необходим опыт поставок трамвайных вагонов в Петербург в 2014 году на сумму не меньшую, чем в текущем аукционе. Это требование уже исключало участие в аукционе иных производителей вагонов, кроме УКВЗ.
Но для надежности "Горэлектротранс" придумал и другие специфические требования, которые на 100% не сможет исполнить никто другой. Так, количество и ширина дверей вагона, указанные в техническом задании к аукциону, не оставляют ни капли сомнений, что "Горэлектротранс" хочет видеть в своих рядах трамваи именно УКВЗ.
Поставщики трамваев размещали на сайте госзакупок претензии, заявив, что конкурсная документация дискредитирует остальных участников рынка. Но все претензии ГУП, по сути, проигнорировал и никаких изменений в документацию не внес.
Представитель одного из вагоностроительных заводов ранее пояснял dp.ru, что обращаться во время подачи заявок в антимонопольное ведомство бессмысленно: оно скажет, что заказчик вправе заказать вагон с любым количеством и шириной дверей. Формат конкурса допускает это. Однако не исключено, что кто-то из потенциальных поставщиков попытается оспорить итоги аукциона в Арбитражном суде.
Между тем уже объявлен еще один конкурс на 10 длинных трамваев со 100%-ным уровнем низкого пола, а вскоре будет размещен заказ на пять одиночных. Заказчиком выступает комитет по транспорту. Участники рынка не исключают, что фаворитом конкурса на пять трамваев снова окажется УКВЗ. В таком случае главный конкурент усть-катавского предприятия Уралтрансмаш, входящий в научно-производственную корпорацию "Уралвагонзавод", сможет реализовать свои планы и войти в число поставщиков Смольного только одним способом - выкупив УКВЗ у ОАО "Объединенная ракетно-космической корпорация", о чем он уже давно ведет переговоры.
В самом УКВЗ недавно заявляли насчет конкурса на 10 трамваев, что документация составлена под зарубежных производителей, так как в трамваях со 100% низким полом преобладают иностранные комплектующие. По словам представителя завода, аналогичные по потребительским свойствам трамваи с 70% низким полом стоят на 300 млн рублей дешевле.
Между тем осенью 2014 года Петербург подписал договор о взаимодействии с "Уралвагонзаводом", прославившимся проектом "трамвая Дарта Вейдера". Планировалось, что завод разработает эксклюзивные трамваи для Петербурга. Это позволило бы предприятию укрепить свои позиции на петербургском рынке, годовой объем которого стремится к 2 млрд рублей.
За ближайшие 15 лет в Петербурге собираются заменить 350 трамваев. Кроме того, планируется запуск новых трамвайных маршрутов, которые будут объединять город и область. Стоимость такой "трамвайной реновации" оценивается в сумму до 30 млрд рублей. Уже в следующем году объем трамвайного рынка может составить 2 млрд рублей.
Среди заводов, разворачивающих борьбу за этот рынок, также "Трансмашхолдинг" и Кировский завод. При этом "Трансмашхолдинг" уже презентовал "ТрамРус", разработку трамвая специально для Петербурга совместно с французской ALSTOM Transport S.A. В результате компания получила возможность производить по несколько вагонов в месяц на Октябрьском электровагоноремонтном заводе.
Однако "Уралвагонзаводу" удалось потеснить конкурента. Завод решил сконцентрироваться на новых линиях, которые должны соединить город и область. Соглашение о взаимодействии завод подписал с АНО "Дирекция по развитию транспортной системы Петербурга и Ленобласти". Это было соглашение о намерениях, но фактически оно означало, что предприятие будет проектировать современные трамваи специально для Петербурга и, скорее всего, затем само же будет собирать их и поставлять в город.
Сегодня на закупку трамваев до 2020 года по программе развития транспорта предусмотрено менее 4 млрд рублей. При этом один новый трамвай стоит около 70 млн рублей. А значит, для закупки новых 350-400 трамваев в течение 15 лет, как анонсировал губернатор Петербурга Георгий Полтавченко, требуется около 30 млрд рублей до 2030 года. То есть 4 млрд рублей до 2020 года будет мало. Видимо, деньги собираются изыскать в бюджете позже. Но если город все-таки будет реализовывать столь масштабные планы, борьба за контракты обострится.
При этом глобально обновить трамвайный парк Петербургу не удается уже почти 2 года. В 2013 году конкурс на поставку 20 трамваев за 1,3 млрд рублей не выполнил Усть-Катавский вагоностроительный завод в Челябинской области. Затем у "ТрансМашГрупп" возникли проблемы с поставкой трамваев украинского завода "Электротранс".
Всего в Петербурге курсирует более 750 трамваев, половина из которых устарела. Так, около 65 трамваев уже сняты с производства, причем сняли их еще в 1988 году. Также 335 трамваев сняты с производства в 1997 году. Все эти составы производились на Петербургском трамвайно-механическом заводе (ПТМЗ), который недавно после банкротства и со скандалом продали на аукционе. Около 97% городских трамваев были сделаны на ПТМЗ, еще два десятка - на Усть-Катавском вагоностроительном заводе и несколько трамваев - на минском заводе "Белкоммунмаш". Если быть точнее, то в Петербурге ездят 30 трамваев, произведенных на Усть-Катавском вагоностроительном заводе, из них 27 - трехсекционные с уровнем низкого пола 72%. Оставшиеся три - одиночные трамваи. Доля низкого пола - более 40%.