Почему российские компании не смогут спокойно закрыть свои заводы в Европе

Автор фото: Ковалев Петр

 Журналист Игорь Шнуренко объясняет, почему российская компания не смогла бы закрыть завод где-нибудь в Европе так же спокойно, как это делает компания GM в Петербурге.

Представьте, что было бы, если бы российская компания закрывала крупный завод где–нибудь под Парижем. Сколько денег ей пришлось бы выплатить в качестве компенсаций всем тем, кто хотя бы косвенно оказался задет? Штрафы за неисполнение инвестиционных обязательств, выплаты компаниям, налоговикам, дилерам, профсоюзам. Разумеется, пришлось бы выплатить и двух– или трехгодовую компенсацию рабочим и сотрудникам — и это в лучшем случае. В худшем случае предприятие было бы занято рабочими, что обошлось бы компании еще дороже. Бывали и случаи захвата в заложники руководителей компании, которых полиция освобождать не торопится, ибо общественное мнение на стороне людей труда.
Без сомнения, благополучием сотен семей работников озаботились бы политические партии, власти, пресса. Реноме компании был бы нанесен колоссальный урон, и, чтобы восстановить имя, ей пришлось бы вложить миллионы в благотворительность, защиту животных, птиц, рыб, покупать картины музеям, нанимать пиарщиков. Ничего этого мы не видим при закрытии завода GM в Петербурге. Губернатор дал поручение проследить, чтобы с рабочими рассчитались по закону, впрочем, трудовое законодательство в России совсем не такое, как в ЕС, и работникам предприятия, выброшенным на улицу в разгар жесточайшего кризиса отрасли, не позавидуешь. А ведь еще когда у нас создавался автомобильный кластер, было понятно, что подобные кризисы — дело времени. Крупным западным корпорациям, работающим в России, достаточно иметь покровителей наверху, которые позаботятся о защите их интересов, в том числе и поработав за агентство по связям с общественностью. Мне кажется, именно это сейчас и происходит. Защищая репутацию американцев в России, наши чиновники говорят, что ситуация вокруг GM не имеет политической подоплеки. Что причины ухода — в каком–то неправильном модельном ряде (хотя, если это так, кто мешал заменить его правильным?). В общем, Россия — дешевая страна во многих отношениях.