Смольный планирует купить газовые автобусы за 460 млн рублей

Автор фото: Курсков Евгений/ТАСС

Смольный сократил программу перевода общественного транспорта на газомоторное топливо. На покупку газовых автобусов в ходе весенней корректировки бюджета предстоит выделить 460 млн рублей.

В Петербурге реанимирована идея перевода общественного и специального транспорта на газомоторное топливо (ГМТ), которую участники рынка в прошлом году посчитали провалившейся. До конца 2016 года "Газпром" обещает открыть в городе и Ленобласти шесть газовых АЗС, Смольный — закупить новые газовые автобусы и спецтехнику, а правительство РФ — субсидировать регионы, газифицирующие транспорт. Однако пока в городской бюджет не включены затраты на закупку газовой техники. На это потребуется как минимум 460 млн рублей.

Планы устарели

Соглашение с "Газпромом ГМТ", дочерней компанией "Газпрома", о расширении использования природного газа в качестве моторного топлива Смольный подписал летом 2013 года. В 2014–м соответствующий документ завизировали главы "Газпром ГМТ" и Ленобласти. Петербургское соглашение предусматривало, что до 2023 года на ГМТ переведут 3,2 тыс. автобусов и спецтехники, а сеть газовых АЗС, принадлежащих "Газпрому", расширят с одной до 26.
"Газпром" до конца 2014 года намеревался вложить 1 млрд рублей в строительство 10 АЗС, заправляющих машины компримированным природным газом (КПГ, или метан). Смольный для обеспечения их загрузки обещал закупить в 2013 – 2014 годах 80 автобусов для ГУП "Пассажиравтотранс". А "Спецтранс № 1" — 30 единиц газовой спецтехники.
В Ленобласти до 2023 года предполагалось открыть 11 газовых АЗС, еще 16 действующих оснастить модулями КПГ.
Но выполнить эти планы не удалось. В "Пассажиравтотрансе" сообщили, что сейчас компания эксплуатирует 45 автобусов на КПГ, закупленных в 2013 году. Из них 30 машин предприятие приобрело за свой счет, потратив на это 280 млн рублей, остальные закупил комитет по транспорту (180 млн рублей). За счет экономичности ГМТ по сравнению с дизельным топливом за код компании удалось сэкономить на топливе 38,7% затрат.
"Спецтранс № 1" переоборудовал на газ только 10 машин, в 2015 году планирует перевести на ГМТ еще 37.
"Газпром" открыл только три новые АЗС в 2014 году — в Сестрорецке, Тихвине и Тосно. Как сообщили в "Газпром ГМТ", сейчас проектируется еще шесть газовых АЗС. Одну из них откроют в декабре 2015 года, еще пять — в конце 2016–го.
В "Газпром ГМТ" не пояснили, с чем связаны изменения в программе строительства АЗС с газовым топливом. В комитете по транспорту проигнорировали запрос "ДП" о планах, касающихся ГМТ.

Плюс 100 млн

В этом году Смольный планирует закупить еще 39 автобусов. Но будут ли на это выделены средства, выяснится только в ходе весенней корректировки бюджета, говорят в "Пассажиравтотрансе". Кроме того, при проведении конкурсов на право обслуживать коммерческие маршруты общественного транспорта предпочтение будут отдавать перевозчикам, в автопарке которых есть газовые автобусы. Тем временем с момента подписания газового соглашения машины на ГМТ подорожали на 21%. Сегодня односекционный автобус стоит 11,3 млн рублей. То есть теперь закупка 39 автобусов обойдется почти на 100 млн рублей дороже.
Чтобы стимулировать регионы переводить транспорт на КПГ, федеральные власти готовы субсидировать закупки газового транспорта — 17 марта 2015 года было подписано соответствующее постановление правительства. На всю страну в бюджете РФ на 2015 год выделено 3 млрд рублей. Размер субсидий зависит от количества газовой техники, которую готов приобрести регион, и его доли софинансирования.

"Не достанется"

Участники рынка поясняют: петербургские власти слишком инертны, поэтому газомоторного транспорта в городе очень мало. "Федеральное правительство говорит: возьмите 3 млрд, кто самый шустрый! И Питеру, я думаю, могло бы достаться 500 млн рублей из этой суммы. Но не достанется, потому что у нас слишком долго принимаются решения", — говорит представитель топливной компании. По его мнению, план Смольного по закупке в этом году газовых автобусов не будет выполнен, значит, и "Газпром" не будет существенно увеличивать число ГМТ–заправок.
Перевозчики, работающие на коммерческих маршрутах, сомневаются, что их обяжут оборудовать автобусы газовыми модулями. Для этого придется модернизировать всю инфраструктуру автопарков, так как сейчас она рассчитана на машины, работающие на традиционном топливе, пояснили в ОАО "Третий парк". Кредиты слишком дороги, и перевозчики не пойдут на увеличение затрат. Так что пока газовый автопарк будет прирастать только за счет "Пассажиравтотранса".

Для просмотра в полном масштабе кликните по инфографике - картинка откроется в новом окне
Газомоторное топливо — вещь объективно хорошая. Во всем мире автобусы и коммунальная техника ездят на газе. Это и более экономично, и менее вредно для экологии. Газовые машины дороже, чем те, что используют традиционное топливо, но эти затраты окупаются за 2 года. Но в нашей стране уже лет десять идут разговоры о переводе транспорта на ГМТ, а воз и ныне там. Я думаю, что рано или поздно разум возобладает и дело сдвинется с мертвой точки. Но пока до этого далеко. По крайней мере мы не планируем открывать АЗС, где можно будет заправиться газом.
Сергей Снопок
владелец компании "Фаэтон"
У газомоторного топлива есть определенные преимущества. Например, затраты на ГМТ действительно чуть ниже, чем на бензин или дизельное топливо. Но вот высокие экологические характеристики газа уже не могут считаться его конкурентным преимуществом. Традиционное топливо стандарта "Евро–5", на котором работают многие перевозчики, в этом смысле не уступает газу. Так что я не вижу экономического смысла для перевозчиков тратить деньги на перевод своего автопарка на ГМТ. Тем более что стоимость газовых автобусов на 30 – 40% выше, чем тех, которые работают на дизельном топливе.
Михаил Богданов
первый заместитель гендиректора ОАО "Третий парк"