Производитель водки "Ладога" решил обанкротиться, чтобы не платить 700 млн рублей долгов

Автор фото: Максим Змеев

Чтобы не платить 700 млн рублей долгов по налогам, один из крупнейших в стране производителей водки — "Ладога" решила обанкротиться и перевести активы на новое юрлицо. Банкротство не помешало компании остаться ключевым игроком алкогольного рынка.

По данным судебных актов, основным кредитором ОАО "Промышленная группа "Ладога" (ПГ "Ладога) сегодня является МИ ФНС № 3 по крупнейшим налогоплательщикам: у судебных приставов есть исполнительный лист к компании от налогового органа на сумму 539,7 млн рублей. Всего же долги перед налоговой (включая пени и штрафы), по данным источника в правоохранительных органах, составляют около 700 млн рублей.
ПГ "Ладога" принадлежит британскому офшору, который участники рынка связывают с президентом группы Вениамином Грабаром (40%) и бывшим вице–губернатором Петербурга Александром Полукеевым (60%). Компания входит в число крупнейших российских производителей крепкого алкоголя.

Налоговые претензии

Решение о доначислении НДС и налога на прибыль, пеней и штрафов было принято в июне 2014 г. по результатам проверки деятельности "Ладоги" за 2010–2011 гг. Инспекция установила, что компания закупала бутылки для премиальной водки "Царская" и Imperial Collection Gold у группы "Гласс Декор" через цепочку фирм–однодневок (в том числе ООО "Актеон", ООО "Гранд", ООО "Юнисервис"), отсутствующих по своим адресам, не имеющих работников и активов и т. д. Фирмы были созданы незадолго до заключения с ними "Ладогой" договоров поставок. Налоговики также допросили директоров этих фирм, которые признались, что согласились быть номинальными руководителями, чтобы получить прибавку к зарплате.
"Ладога" пыталась оспорить решение МИ ФНС: сначала в ФНС РФ, потом в суде. В феврале 2015 г. суд отказал ей в иске. Подана апелляция. Между тем еще в декабре 2014 г. акционеры "Ладоги" решили ее ликвидировать. А в феврале суд удовлетворил иск экс–гендиректора и ликвидатора ПГ "Ладога" Андрея Купоросова и признал компанию банкротом.

Имя старое, лицо новое

Конкурсным управляющим "Ладоги" назначен Андрей Шутилов, связанный с лидером петербургского рынка банкротств — консалтинговой группой "Прайм Эдвайс". Управляющий партнер группы Инна Вавилова признала, что "Ладога" — их клиент, но комментировать дело отказалась. "При таком долге мы не можем получить акцизные марки, а значит, продолжать деятельность и впоследствии удовлетворить претензии налоговой, — говорит источник, близкий к ПГ "Ладога". — Все налоги ПГ "Ладога" платила вовремя и в полном объеме. За 2013–2014 гг. в бюджет уплачено 7 млрд рублей".
Между тем банкротство не мешает "Ладоге" оставаться ключевым игроком алкогольного рынка. Группа включает водочный завод в Петербурге мощностью 4,5 млн дал. В 2014 г. он выпустил 1 млн дал продукции (1,5% российского рынка крепких напитков). Кроме того, группа владеет испанскими винодельнями Bodegas и Vinedos, французским коньячным заводом Favraud, чешским ликерным заводом Fruko Schulz.
Оборот "Ладоги" за 2014 г. пока неизвестен, в 2013 г. он составил 3,9 млрд рублей. При этом, по данным президента центра "ЦИФРРА" Вадима Дробиза, завод "Ладога" остановил производство еще в ноябре под предлогом забитых складов, а сейчас ведет перерегистрацию товарных знаков и перевод лицензий на новое юрлицо, которое планирует запустить конвейер летом 2015 г.
Ретейлеры отмечают, что проблем с "Ладогой" не испытывают. В сети "РеалЪ" рассказали, что перебоев в поставках нет, напротив, производитель усилил маркетинговую активность и увеличил рекламный бюджет, часто проводит акции в магазинах. Последнее изменение в договоре поставки с ретейлером касалось переименования ОАО "Росалко–Нева" в "Л Дистрибьюшен".
"Мы продолжаем дистрибуцию напитков, как импортируемых, так и выпущенных ПГ "Ладога", — сообщили в пресс–службе "Л Дистрибьюшен". — Мы принимаем заявки на поставки, так как создали на складах достаточные запасы готовой продукции".