Разгорается скандал вокруг освещения "Зенит-арены" за 347 млн рублей

Автор фото: intiled.ru

Петербургские светотехники требуют отменить итоги конкурса на подсветку стадиона на Крестовском острове. Они пожаловались губернатору, что заказ без борьбы отдали московской фирме, а их не допустили к подряду на 347 млн рублей.

В распоряжение dp.ru попало письмо группы предпринимателей, работающих на рынке архитектурного освещения и электромонтажных работ, к губернатору Петербурга Георгию Полтавченко.
Руководители ООО "Сан Сити Инжиниринг", ООО "Электрощит-монтаж", ООО "Энергопроф" и ООО "Светторг" требуют пересмотра результатов конкурса на подсветку "Зенит-арены" за 347 млн рублей. Они полагают, что небольшие компании, полные энтузиазма и готовые сэкономить десятки миллионов рублей, намеренно не допустили до конкурса. При этом подряд отдали московской фирме, несмотря на заявления Смольного о поддержке петербургского бизнеса, которые особенно громко звучат в последние кризисные для экономики месяцы.

Бриллиант в портфолио

Петербургские предприниматели в письме губернатору (есть в распоряжении dp.ru) утверждают, что готовы были выполнить все необходимые работы по подсветке "Зенит-арены" не за 347 млн рублей, а за 310 млн рублей.
Также они готовы были предоставить заказчику несколько бонусов. Во-первых, бесплатно обустроить пустырь площадью 35 тыс. м2 рядом со стадионом под фанзону. Во-вторых, направить сэкономленные 30 млн рублей на софинансирование школы и детского сада на двух площадках по 5 тыс. м2, также расположенных неподалеку от стадиона (их примерная стоимость может составлять около 1 млрд рублей). В-третьих, за свой счет поставить более разнообразное оборудование, чем то, что требуется в конкурсной документации. Тогда у стадиона было бы больше сценариев освещения арены.
В результате город сэкономил бы на освещении, обустройстве фанзоны и строительстве соцобъектов более 30 млн рублей. Такая инициатива бизнеса связана с тем, что подсветка "Зенит-арены" стала бы "бриллиантом в портфолио любой петербургской светотехнической компании".
"За честь участвовать в данном проекте должны были бороться все значимые и начинающие компании. Главной целью работы для них стала бы лучшая идея, лучшие решения, лучшее оборудование и минимальная стоимость подсветки", — считают предприниматели.
Они не смогли поучаствовать в конкурсе из-за невыполнимых требований. Как уточняют бизнесмены, финансовое обеспечение заявки на участие в конкурсе составляло 17 млн рублей. Еще 100 млн рублей требовалось на обеспечение исполнения контракта. Кроме того, нужно было предоставить подтверждение своего опыта именно таких работ на сумму от 90 млн рублей за последние 2 года. "И уж совсем специфическим требованием стал допуск на работу с техникой до 110 кВ, в то время как для организации этого освещения достаточно было допуска на работы с 10 кВ", — говорят в компании "Сан Сити Инжиниринг".
В результате в конкурсе победило московское ООО "СтройЭлектроМонтаж №5" ("СЭМ №5"), о чем dp.ru уже подробно рассказывал. Единственным соперником "СЭМ №5" было ООО "Стройкомплект". Заявку еще одного претендента ООО "Аляска", который, к слову, предложил самую низкую цену в 327 млн рублей, отклонили. "Стройкомплект" цену в 354 млн рублей снижать вообще не стал, так что выиграть у него было несложно. Победитель будет работать за цену с небольшим снижением — 347 млн рублей.
"СЭМ №5" принадлежит московскому предпринимателю Кириллу Сливкину, единственный соперник компании "Стройкомплект" — руководителям "Балтстроя" (входит в холдинг "Форум") Дмитрию Торчинскому и Дмитрию Сергееву.

Цвета "Зенит-арены"

Внимательные горожане могли заметить, что фасад "Зенит-арены" уже несколько месяцев как подсвечен. В темное время суток он эффектно меняет цвет еще начиная с конца прошлого 2014 года. Основным режимом были плавные переливы в фирменной сине-бело-голубой гамме, а в качестве дополнительного, для выходных и праздничных дней, использовалось полноцветное динамическое освещение. Для этого по диаметру чаши стадиона (около 1 км) были установлены 30 мощных RGB-прожекторов. Такой тип подсветки использовался в "Адлер-арене" в Сочи.
Но эта подсветка "Зенит-арены" была временной, поясняют в комитете по строительству, который курирует закупку. Обычно подобные конкурсы проводит комитет по энергетике и инженерному обеспечению, но в данном случае закупка была передана именно комитету по строительству (по поручению губернатора Петербурга от 01.09.2014, протоколом совещания от 04.09.2014 №305 с участием вице-губернатора Марата Оганесяна).
В проектной документации конкурса на 347 млн рублей предусмотрена похожая, но более разнообразная схема подсветки. Также туда включено и внутреннее освещение. Что касается подсветки фасада, то арену на Крестовском можно будет видеть в сменяющемся цвете по всему периметру, с подсветкой козырька крыши или пилонов над крышей, а также при белом свете на фасадах павильонов. При этом наружное освещение, по проекту, будет работать в режимах "Праздник" и "Вечер". "Праздник" предполагает включение всех светильников, а "Вечер" – частичное включение подсветок.

Бесплатное тестирование

Временную подсветку установили осенью 2014 года за счет генподрядчика, корпорации "Трансстрой", в рамках праздничного новогоднего оформления города, сообщили в комитете по строительству. Деньги из бюджета на эти работы не выделялись, а последующий конкурс на подсветку прошел строго в рамках закона, отмечают в комитете.
Стоимость временных работ производитель не называет, ссылаясь на коммерческую тайну, но игроки рынка освещения оценили их в сумму не менее 40 млн рублей.
В "Трансстрое" сообщили, что временная подсветка была установлена по инициативе компании, ее демонтаж уже проведен. "Строительство стадиона находится в высокой степени готовности, поэтому с помощью временной подсветки мы хотели обратить внимание жителей Петербурга на новый знаковый объект города в период длительного преобладания темного времени суток. Надеемся, что жителям города понравилось, что стадион смог принять цвета любимой в городе команды еще до завершения строительства", - сказали в компании.
"Трансстрой" не оплачивал эти работы. Поставщик техники, российский производитель IntiLED, сделал все за свой счет.
В IntiLED эту информацию подтвердили. "Образцы предоставлял не только IntiLED, но и другие производители. Однако мы пошли немного дальше и приняли решение безвозмездно установить световые приборы на более длительный срок. В каком-то смысле "Зенит-арена", как и множество других реализованных объектов IntiLED, является рекламой нашего оборудования", — сказали в компании.
Однако в конкурсе на 347 млн рублей затем IntiLED не участвовал. В компании это объясняют тем, что заказчику нужны были работы "под ключ", а значит, участвовать должен был не сам IntiLED как производитель, а его дилеры. "Если бы победу одержал наш дилер, это, безусловно, было бы большим плюсом. Однако мы по-прежнему рассчитываем принять участие в данном проекте. К тому же, насколько нам известно, существует указание губернатора Петербурга о приоритетном использовании оборудования и материалов петербургских поставщиков", — отмечают в компании.

Про импортозамещение

Вопрос приоритета петербургских производителей при госзакупках активно обсуждают уже в течение нескольких месяцев. В условиях экономического кризиса вопрос этот для самих производителей насущный. При этом Смольный утверждает, что такой приоритет существует. Для этого даже создали специальный центр импортозамещения, комитет по госзаказу привлек волонтеров для поддержки прав местных компаний, и так далее.
Однако пока не все компании заметили это движение в сторону местного производителя. Недавно похожее письмо губернатору направили производители вагонов, возмущенные тем, что подряд на 3,8 млрд рублей отдали компании, принадлежащей чехам и офшору. Не заметили приоритета в госзакупках для петербургских производителей и промышленники, участвовавшие в сегодняшней рабочей встрече с чиновниками, о чем и сообщили главе комитета по промышленности.
Пока что общая картина в госзакупках выглядит так, будто о петербургских фирмах вспоминают только тогда, когда это удобно. Например, когда подрядчик готов выполнить работы бесплатно, чтобы хоть как-то обратить на себя внимание. Кризис и лозунги о необходимой поддержке фактически эту ситуацию не изменили. Крупные и самые привлекательные заказы, как и прежде, часто достаются вовсе не местным поставщикам.