General Motors перестанет выпускать Opel и летом законсервирует завод в Петербурге

Автор фото: Яндолин Роман

General Motors объявил о консервации завода в Петербурге в середине 2015 года, уходе с российского рынка бренда Opel, а также большей части моделей бренда Chevrolet. GM намерен закрепиться в премиальном сегменте российского рынка с помощью бренда Cadillac.

Автоконцерн General Motors 18 марта объявил о реструктуризации бизнес-модели, в рамках которой автопроизводитель откажется от производства бренда Opel в России, а также большей части моделей бренда Chevrolet, сообщает пресс-служба компании.
"В настоящий момент наши автомобили, которые производятся в России, не обладают достаточным уровнем локализации, а ситуация на рынке не оправдывает серьезных инвестиций в повышение уровня локализации", — пояснил генеральный директор Opel Group Карл-Томас Нойманн.
Кроме того, петербургский завод General Motors прекратит производство автомобилей в середине 2015 года и законсервирует предприятие. Контрактная сборка автомобилей на ГАЗе также прекратится в 2015 году. Совместное предприятие GM-AVTOVAZ продолжит производить и продавать Chevrolet NIVA текущего поколения.
"GM сфокусируется на премиальном сегменте российского рынка с помощью бренда Cadillac и легендарных американских моделей Chevrolet, таких как Corvette, Camaro и Tahoe. Chevrolet минимизирует свое присутствие в России, а Opel полностью покинет российский рынок к концу декабря 2015 года", — сказано в сообщении.
В офисе General Motors в России на вопросы dp.ru ответить не смогли.
Представитель компании заявил РИА "Новости", что сотрудники завода в Петербурге получат компенсации в размере семи окладов в связи с консервацией предприятия. Промышленная сборка (то есть сборка с нуля) автомобилей прекращается с 18 марта, а крупноузловая сборка (то есть сборка готового автомобиля, разобранного на несколько частей) продолжится до конца июня. После этого завод законсервируют.

Не в тренде

В прошлом году GM столкнулась с серьезным (на 30%) падением спроса на свою продукцию в России, что заставило компанию резко сокращать выпуск, все чаще останавливая производство и отправляя рабочих на каникулы. С начала текущего года ситуация резко ухудшилась. Так, по данным Ассоциации европейского бизнеса, в январе–феврале 2015 года продажи автомобилей GM в России упали на 75%, до 8,4 тыс. единиц. Больше всего спрос упал на Opel и Chevrolet.
Для сравнения: в среднем по рынку продажи сократились только на 32%. На складах местных автодилеров скопилось около 13 тыс. автомобилей GM. Данного объема при текущем уровне продаж, по оценкам дилеров, хватит до конца этого года.
Среди причин, приведших к резкому падению спроса на автомобили GM, дилеры называют прежде всего неконкурентоспособные цены. После резкого обвала рубля GM так круто поднял цены (в среднем в 1,5 раза на весь модельный ряд), что потенциальные клиенты испытали шок, даже отказывались смотреть автомобили.

Несколько лет назад

Еще 4 года назад Chevrolet занимал второе место по объему продаж среди всех иностранных марок, собираемых в России. Тогда американский автогигант вынашивал самые амбициозные планы по развитию бизнеса в России среди всех автопроизводителей, разместивших здесь сборочные заводы.
В 2011 году GМ подписал с Минэкономразвития РФ договор о расширении производства в России стоимостью более $300 млн.
К 2016 году компания намеревалась увеличить мощности петербургского завода с 50 тыс. до 240 тыс. автомобилей в год, а GM–AVTOVAZ должен был производить 120 тыс. автомобилей в год.
Однако с 2012 года Chevrolet стали догонять и обгонять бюджетные модели германского Volkswagen, корейских Kia и Hyundai и даже французского Renault.
Большинство опрошенных "ДП" автодилеров не видят в решении GM политической подоплеки. Решение чисто экономическое, связанное с просчетами маркетологов компании, которые попросту отдали рынок конкурентам, опаздывая с новинками и устанавливая неадекватные цены, уверены многие автодилеры.
По мнению генерального директора автоцентра "Аврора" (KIA Motors) Дмитрия Зайцева, компания уже давно "загибалась", плюс цена на их модели завышена. "Сейчас они говорят, что уходят с рынка из–за экономической ситуации и якобы не видят перспектив инвестирования средств, чтобы повысить локализацию. Но об этом стало известно не вчера", — говорит генеральный директор "Auto–Dealer–СПб" Михаил Чаплыгин. По его мнению, это какая–то глобальная ошибка в решениях топ–менеджеров GM на российском рынке. "Зачем было брать на себя повышенные обязательства по выпуску 240 тыс. автомобилей при отсутствии так называемой массовой модели, которой можно было бы загрузить завод?" — недоумевает эксперт.

Неожиданное решение

Один из дилеров GM сообщил, что получил от компании сообщение о намерении свернуть производство и продажи массовых брендов в России. "В сообщении они просили ничего не комментировать прессе, поэтому скажу, что думаю, без ссылки на меня", — заметил собеседник "ДП".
По мнению эксперта, с точки зрения здравого смысла, решение руководства GM чисто политическое и не имеет никакого отношения к экономике. Потому что компания фактически теряет завод, дилерскую сеть, теряет возможность хоть как–то нарастить продажи за счет маркетинговых акций. "Они пилят сук, на котором сидят. Зайти после этого в Россию будет очень сложно, потому что дилеры будут смотреть на них с недоверием. Дилеры окажутся в сложной ситуации. Продажи Cadillac, Corvette, Camaro — это капля в море, и бизнес на этих брендах никогда не сделать. Это так — развлечение", — резюмирует автодилер.

Другие пока держатся

Кроме GM в непростой ситуации оказались и другие компании, располагающие заводами в Петербурге и Ленобласти. Например, Nissan в феврале сократил выпуск автомобилей, а с 16 марта и вовсе приостановил его из–за слабых продаж. FordSollers также сбавил обороты, завод работает в одну смену 4 дня в неделю. Но пока руководство этих автогигантов не собирается покидать российский рынок. Более того, на Nissan неоднократно подчеркивали, что считают российский рынок перспективным. А японская Toyota, несмотря на общий негативный фон, намерена удвоить (до 100 тыс.) мощности петербургского завода.
На этом фоне резкие движения GM лишний раз дают повод подумать о политическом мотиве американской корпорации.
Ранее автомобильный концерн General Motors начал сборку трех моделей Cadillac на заводе в Петербурге, а именно седанов Cadillac CTS и ATS и кроссовера SRX. В 2015 году автоконцерн планировал начать в Петербурге сборку внедорожников Cadillac Escalade и Chevrolet Tahoe.
Завод General Motors в Шушарах был открыт в ноябре 2008 года. Строительство велось с июня 2006 года. Общая сумма инвестиций составила около $300 млн.