В 2015 году сборы по страхованию грузов в Петербурге рухнут на 40%

Автор фото: Тихонов Михаил
Грузовой автомобиль проезжает по действующей части строящегося виадука (трасса А-121) над железнодорожными путями Морского Торгового Порта Усть-Луга .

Снижение объема грузоперевозок в прошлом году сказалось на сборах по страхованию грузов. По словам страховщиков, в 2015 году собираемые в Петербурге премии по страхованию грузов сократятся на 30 – 40%, так как компании пытаются уменьшить потери.

Снижение объема грузоперевозок в 2014 году негативно отразилось на сборах по страхованию грузов. Так, в Петербурге объем страховых премий в данном сегменте по итогам 2014 года составил 1,2 млрд рублей, сократившись на 22% к уровню 2013 года. Любопытно, что в целом по стране сборы по страхованию грузов за прошлый год приросли на 2,4%. Весь страховой рынок в Петербурге рос примерно теми же темпами, что и общероссийский, — на 9,3%, до 67,4 млрд рублей.

Рецессия наступает

"Снижение объема принимаемых на страхование грузов — это следствие текущей экономической ситуации в стране. В частности, в нашем регионе встали некоторые заводы по сборке автомобилей, резко сократился импорт большинства продуктов питания, рост цен и сокращение предложения по потребительскому кредитованию привели к падению продаж и перевозок бытовой и мобильной электроники", — объясняет директор центра страхования транспортных рисков СК "Капитал–полис" Павел Евстратов.
Страхование грузоперевозок — это один из наиболее остро реагирующих на ухудшение конъюнктуры сегментов, подчеркивает руководитель управления имущественных видов страхования Северо–Западного дивизиона "Ренессанс страхование" Виталий Овсянников. Он приводит данные, что в период кризиса 2008 – 2009 годов грузовые перевозки в среднем по стране упали на 11–30%, в зависимости от вида транспорта. При этом благодаря более развитой транспортной инфраструктуре по Северо–Западу падение составило всего 10%.
В 2015 году, по мнению Виталия Овсянникова, ситуация будет более сложной, так как снижение коснется прежде всего международных перевозок, а этот сегмент более активно использует страховую защиту, чем внутренние перевозки.
По прогнозам Павла Евстратова, рынок страхования грузов в Петербурге в 2015 году может снизиться на 30 – 40%.Смягчить падение могут только изменение общей экономической ситуации и увеличение роста интереса к страхованию грузов со стороны национальных производителей, считает он.

Свободная ниша

В основном грузоперевозки страхуют крупные производители и сетевые компании, а также транспортные предприятия. "Если говорить об отдельных отраслях, то это строительство, химическая, металлургическая, автомобильная, топливная, горнодобывающая промышленность", — перечисляет руководитель департамента страхования имущества СГ "Уралсиб" Мария Барсова. В России в целом застраховано 30 – 40% грузов.
Перспективный сегмент на рынке страхования грузов — это перевозки среднего бизнеса внутри страны. Как замечает Мария Барсова, сейчас данный сегмент практически не занят: подавляющая часть перевозок средних компаний на территории России не страхуется. "Грузоперевозки вообще низкомаржинальный вид бизнеса, слишком большая доля мелких перевозчиков, как правило, предпочитают рисковать и не оформлять полис, — говорит Виталий Овсянников. — Некоторые участники рынка также не всегда адекватно оценивают свои риски и до последнего верят в лучшее".
Однако, как говорят страховщики, при страховании средних компаний выше риски мошенничества. Впрочем, сегмент страхования грузов до сих пор был достаточно привлекательным. Доля выплат по таким страховкам в Петербурге не превышает 30% от объема сборов.

Начали демпинговать

Стоимость страхового полиса определяется в долях процентов от стоимости груза. Страховщики предлагают тарифы на уровне 0,03 –0,5% от страховой суммы.
По оценке Марии Барсовой, в 2015 году тарифы на страхование грузоперевозок сократятся до 25% в зависимости от отрасли и грузов. "В борьбе за клиента страховщики предлагают гибкие программы, которые помогают оптимизировать страховой бюджет", — добавляет она. Разгорается демпинговая война. Как правило, договор заключается с ответственностью за все риски (противоправных действий третьих лиц, повреждения груза в результате аварии, возгорания, крушения и так далее).