Зачем ФСБ выпустила Светлану Давыдову

Жительницу Вязьмы Светлану Давыдову, ранее обвиненную в государственной измене, больше в ней не обвиняют - дело закрыто. Оппозиция ликует и удивляется, но если теперь выпустят, например, Заура Дадаева, то это не должно будет никого удивить.

Адвокат Иван Павлов сообщил в Facebook о том, что уголовное дело его подзащитной Светланы Давыдовой прекращено за отсутствием состава преступления. "С нее полностью сняты обвинения в совершении государственной измены и разъяснено право на реабилитацию", - добавил он.
Дело Светланы Давыдовой в последние месяцы было весьма резонансным. Жительница Вязьмы, как быстро выяснилось - многодетная мать и политически  активная женщина, заметила в окно, что расположенная напротив войсковая часть ГРУ вдруг стала малолюдной. А затем она услышала в маршрутке, как некий мужчина громко рассказывал по телефону, что они с сослуживцами едут в Москву, оттуда небольшими группами в командировку, а оружие им дадут на месте. Сопоставив эти два факта, Светлана Давыдова позвонила в украинское посольство и сообщила о возможной переброске военных в Донбасс, чтобы "помочь предотвратить возможные жертвы".
Это было еще в апреле прошлого года , а в январе 2015-го ее неожиданно арестовала ФСБ и поместила в "Лефортово", обвинив в государственной измене. О Светлане Давыдовой с большой охотой принялись писать СМИ: из дела получился прекрасный пример "режима, сажающего в тюрьму многодетную мать". Примерно в те же дни стало известно еще о нескольких людях, задержанных спецслужбами по подозрению в шпионаже и измене, так что заговорили о волне "шпиономании", но если про всех остальных было мало что известно, то дело Давыдовой стало наглядной иллюстрацией мании. Главным образом вызывало интерес дальнейшее поведение спецслужб - если Давыдову признают виновной в разглашении тайны, приходили к выводу наблюдатели, то это подтвердит участие российских кадровых частей в украинском конфликте. Что официально опровергается.
В Кремле про это дело знали и признавали "резонансным", так говорил пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков. Правозащитники и активисты собирали подписи в поддержку Светланы Давыдовой, доказывая, что она не могла разгласить тайну, так как не имела к ней допуска, а во-вторых, Украина официально не является врагом России, страны не находятся в состоянии войны. Лоялистские блогеры и комментаторы обращали внимание на то, что информация о передвижениях военнослужащих в любом случае отнесена к военной тайне, и нет разницы, был ли у нарушителя допуск к ней или он узнал об этом случайно, и закон запрещает вообще оказывать в том числе консультационную помощь иностранным государствам в деятельности против безопасности РФ. Правда, перечень сведений, составляющих гостайну, содержит оговорку - тайной считаются лишь сведения, "не подлежащие открытому объявлению в соответствии с международными обязательствами". И вполне вероятно, что номер и расположение упомянутой в/ч ни под какие обязательства не подпадают.
Тем не менее, решение по делу вполне могло быть принято любое. Полугодовая подготовка к аресту, сам безжалостный арест, "Лефортово": все это указывало на то, что Светлану Давыдову действительно собираются сажать, и "накрутить" на статью следователи наверняка могли без проблем. То, что за делом следили в Кремле, заставляет предположить, что решение о прекращении дела было в том числе политическим. Адвокаты полагают, что Давыдову выпустили благодаря большому резонансу, но например вокруг "болотного дела" тоже был еще какой резонанс, и никого это не остановило.

Оппозиционные блогеры ликуют и удивляются "внезапному разжиму челюстей", а их национал-патриотические оппоненты оказались посрамлены. Выглядит же это все как имиджевая акция. Если в скором времени точно так же выпустят обвиняемого в убийстве Борис Немцова Заура Дадаева, то предъявлять претензии в адрес ФСБ и Кадырова оппозиции будет сложно - ей ведь только что продемонстрировали, что спецслужбы у нас разбираются в громких делах по справедливости, разве не так? Да, и если не выпустят, то эффект по той же причине будет тот же самый.