Почему успешные бизнесмены советуют не произносить слово "кризис" вслух

Автор фото: Коньков Сергей
Сергей Федоринов, генеральный директор сети магазинов "Юлмарт".

Корреспондент "ДП" Анастасия Жигач - о том, почему успешные бизнесмены советуют не произносить слово "кризис" вслух.

Недавно меня пригласили на собрание закрытого бизнес–клуба Etalon, где выступал Сергей Федоринов, создатель компании "Юлмарт" с оборотом 50 млрд рублей. Как водится в таких случаях, молодое бизнес–поколение спрашивало у старшего, как им быть — и в кризис, и вообще.
Федоринов рассказал, как управлять компанией со штатом более чем 5 тыс. человек, и объяснил, почему важно не произносить слово "кризис" вслух. Его он заменяет словосочетаниями "интересные времена" или "изменение ситуации". Метод, как оказывается, действует. И вот почему: "Нет слова "кризис", забудьте о нем. Нужно очень аккуратно использовать терминологию, ведь то, что произносится, то и имеется в виду. Если вы как начальник произнесете один раз слово "кризис", вы и ваша компания уже находитесь в рамках собственного суждения. Если в подчинении у тебя люди — не дай бог 5,5 тыс. человек, — то через минуту они, повторяя за тобой, будут постоянно произносить: кризис, кризис. А это слово сразу рождает кучу страхов.
Не залипайте на "кризис" и прочие дурацкие слова. Это текущая ситуация: если одни возможности закрываются, то открываются другие. Устранив "кризис" из своего лексикона, вы прежде всего демонстрируете свой подход. Но это должно быть подкреплено верой. Ведь люди смотрят в глаза и прекрасно видят то, что я говорю, несмотря на то что я произношу".
Речь владельца компании не только формирует установки у подчиненных, но и определяет отношение к самой компании как у конкурентов, так и у сотрудников. А значит, помогает вычислить "пассажиров" (любимый термин Федоринова). Это люди, которые думают, что их дело — просто выполнять свою работу: круглое — катить, квадратное — перетаскивать. Работу над отношением к компании — как внутри нее, так и снаружи — предприниматель в принципе считает очень важной и тратит на это 90% времени.
"Мне зрители в компании не нужны, — говорит Федоринов. — Нужны игроки, активные на поле. Поэтому мой любимый вопрос: кто в компании отвечает за план продаж? Подходим к кладовщику и говорим: "Единственное звено, которое меняется в компании, — это ты, Петров. Ты своей работой можешь поменять план продаж на копейку?" Он сначала думает, что его хотят уволить, и говорит, что он, Петров, точно не влияет на план продаж. А потом начинает думать. И понимает, что да, на копейку может. И на две. И даже, может, на три. И начинает пробовать. Такое игровое поле рождается от понимания человеком того, что своей работой он влияет на прибыль компании. И вот это внутреннее ощущение создает совершенно новое отношение к труду. Но за этим нужно ухаживать, чем я и занимаюсь. Наше отношение формирует продукт гораздо сильнее, чем то, что мы делаем руками. Потому что делаем руками ровно так, как мы к этому относимся".