Самые интересные квесты в Петербурге

Автор фото: ДП

Оживающий призрак, зомби–лаборатория, радиоактивная зона — со всем этим можно столкнуться, не выезжая из Петербурга. Корреспондент "ДП" попробовал составить топ самых интересных квестов года.

Эпидемия квестов мгновенно захватила Петербург в прошлом году. Компьютерные стрелялки, боулинг, пейнтбол, игра в "Мафию" — все это в прошлом, на пике моды именно квесты.
Сначала была все–таки компьютерная игра Escape the room, которую в 2007–м додумались перевести в реальность где–то в Азии. Потом были США и Европа, теперь Россия. Базовые условия везде одинаковы: есть закрытая комната, команда из четырех – шести человек и 60 минут, за которые нужно попытаться выбраться из западни, разгадав различные загадки. Детали зависят от фантазии создателей. Самые популярные сценарии: побег из тюрьмы, лаборатория, хоррор, сюжеты культовых фильмов. Лучшие квесты — это азарт, радость, страх, удивление — все одновременно. Чаще всего играют те, кому от 20 до 40. Говорят, главное отличие русских квестов от заграничных — размах. У нас все масштабнее и дороже, порой затраты составляют миллионы рублей. Каждый месяц в городе открывается по несколько новых комнат, сейчас их уже более полусотни. Корреспонденты "ДП" отобрали семь, добросовестно пройдя все испытания.

Фотолаборатория призрака

"Интересно, а куда именно стреляли в Леннона? Нет, понятно, что в грудь. Но куда именно?"
Известные фотографы иногда сходят с ума. Особенно если на их снимках начинает появляться призрак. Который к тому же портит всю композицию. Призрак не простой — это умерший сыночек фотографа, в чьей фотолаборатории вы находитесь. Сыночек громко смеется и душераздирающе кричит с того света в течение всего квеста, слава богу, все–таки с небольшими перерывами. Мурашки по коже такой саундтрек обеспечивает на 100%. Динамика квеста потрясает воображение: загадок много и очень много. Все они интересны — нет ни одной для галочки, чтобы просто потянуть время. Квест создавали инженеры–программисты, что очень заметно. Здесь обычные вроде вещи обретают двойной смыл и неожиданный функционал: вы даже не подозреваете, какой именно техникой можно напичкать обычный детский пластмассовый кубик.
Это правда лучший с точки зрения загадок квест, который нам удалось найти. В какой–то момент участникам приходится проявлять самую настоящую фотографию. Те, кто этого никогда в жизни не делал, испытывают дикий восторг, оказавшись в темноте с ванночками растворителя и закрепителя. Что делать с проявленным снимком, надо постараться придумать. В комнате много вещей и шарад, которые можно разгадывать параллельно, последовательность не имеет значения — квест не линеен, и в этом большой плюс. Есть шкаф, который не просто шкаф, есть старые фотоаппараты, которые иногда и вовсе не фотоаппараты, кассовый аппарат (им еще надо научиться пользоваться) и разные снимки, как–то связанные между собой. На них периодически встречаются знаменитости. Это тоже неспроста.
В какой–то момент в комнате появляется лазерный луч, который можно куда–нибудь направить, например в грудь падающему Леннону. Или нет. Но надо еще догадаться чем. На стене, кстати, висит полуразобранная мозаика из деталей Lego. С ней тоже придется повозиться, а главное — понять, зачем она тут нужна.
+ Техническая оснащенность квеста
– Очень много времени тратится на мозаику

Жить

"Молодой человек! Просто. Поверните. Ручку. Ну зачем же так дергать? Ручку, говорю, поверните!"
Мешок на голову и затем на цепь посадить. Так с нами и сделали. Цепь, кстати, общая: никто не может пошевелиться, не договорившись с другим. Но это только подготовка к квесту, игра еще не началась. Ничего не видно, ничего не понятно. Как использовать окружающие предметы, тоже не догадаться — картина целиком не складывается, общего представления нет. То, что у тебя под носом, тебе же и недоступно — управлять твоими действиями может только напарник. Который вообще–то сам сидит на цепи в углу напротив и ничего не видит. И очень волнуется.
Для пущих эмоций в середине есть стол с электропилой (да, она работает) и клетка для попугайчика, в которой находится ключ. Что он открывает, до последнего неясно. Саундтрек заслуживает отдельного внимания. Сказать, что он качественно нагоняет страху, — ничего не сказать. Квест начинается так: вас заводят в темную комнату и обездвиживают, показывают страшный ролик, который специально для вас записал маньяк, и оставляют в недоумении. Он, кстати, скоро вернется. И пустит в камеру газ. О том, что это всего лишь игра, забываешь: убраться оттуда хочется как можно быстрее. Абсолютно серьезно. Всеми фибрами души.
Загадок немного, но разгадывание их длится долго — у маньяка изощренная логика. Так просто к загадкам не подступиться: даже освободившись от наручников и цепи, понимаешь, что проще не стало. Без подсказок не обойтись. В какой–то момент вы уже отчаиваетесь и просто начинаете дергать все подряд — а вдруг сработает и что–то откроется. Но нет. Тогда вежливый оператор просит вас перестать истерить и не ломать предметы интерьера.
Атмосфера триллера — в лучших канонах жанра. Свет в комнате появляется, только когда вы… — нет, подсказок делать не будем, иначе не так интересно и не так страшно. Главное — знать, что жертвы маньяка могут спастись, только помогая друг другу. Окончательно скооперировались мы только на 55–й минуте. И пошли фотографироваться с тесаком (он лежит на ресепшен).
+ Очень страшно
– Очень страшно

По ту сторону закона

"Взаперти"
"Интересно, а что будет, если просто пролезть между прутьев? О нет, кажется, я сломала квест!"
Ваши друзья сидят в тюрьме. Вы, кстати, тоже. Увы, в разных камерах. Действовать надо вместе, но это сложно — между вами коридор и решетки. Надо организовать побег из тюрьмы, для этого пойдет все: шахматный конь, шнурок, консервная банка, кроссворд. В квест часто играют дети и даже бабушки, но это не значит, что он простой. Это значит, что он очень увлекательный. Загадки сложны, и, главное, сценарий составлен так, что можно пойти по альтернативному пути и играть в квест внутри квеста. Что мы и сделали, предварительно испугавшись, что "взломали" игру. Стоит сразу предупредить: если сделать что–то не так, будет много шума и сигнализации. Но это только значит, что пора думать быстрее.
Атмосфера тюрьмы в этом квесте настолько реалистична, что полностью проникаешься легендой. Особый шик игре придает осознание того, что ты заперт под землей недалеко от Невского проспекта, в центре города. В игру настоятельно рекомендуем взять одного щуплого участника. Это поможет всем думать быстрее и искать отгадки очень быстро и в самых неожиданных местах.
+ Нетривиальная концовка
– Следы от разгадок других команд

S.T.A.L.K.E.R

"Клаустрофобия"
— Он сказал, нам нужно покрутить ручки осциллографа!
— Ясно! А что это?
Вы попадаете в заброшенный город, который пережил радиоактивную катастрофу. Видите помещение, облюбованное сталкером для своей базы. Сам обитатель этого жилища уже умер (его тело тут же, в комбинезоне химзащиты). Учтите, вас преследуют злые военные, которые вас убьют, если не сможете сбежать с базы раньше того, как вас настигнут. Квест безумно атмосферный. Организаторы постарались на славу, использовав такое количество предметов и техники, что вы моментально погружаетесь в мрачноватую атмосферу условной Припяти.
Выбраться из комнаты действительно сложно. Во–первых, мешает огромное количество различных приспособлений, часть из которых предназначена только для антуража и просто сбивает с пути. Во–вторых, многие задачи основаны на внимательности, и в спешке (а спешить придется!) решить их без подсказок бывает просто невозможно. Надо быть готовым к работе с различной техникой, например осциллографом. Нам удалось выйти за 57 минут, использовав три подсказки. По словам организаторов, без подсказок еще никто оттуда не выбирался.
+ Хорошо проработаны детали
– Без подсказок не обойтись

Зомби-лаборатория

"Чертоги разума"
"Я не хочу туда лезть, там кровь какая–то!"
Спасти планету можете только вы: остальные уже стали зомби. Почему это произошло, не важно, главное, что вы в лаборатории человека, который то ли умер, то ли с ума сошел, — некогда объяснять. Профессор почти нашел формулу вакцины от зомби–апокалипсиса, но исчез, обрезав телефонный кабель и зашифровав свои наблюдения.
Приходится выполнять его работу и спасать мир. Рентгеновский проектор, колбы с непонятного цвета микстурами, операционный стол, окровавленные бинты и карта мира с первыми регионами поражения. Все это — в правильной, разумеется, последовательности — позволит вам найти вакцину и выбраться из комнаты. Еще есть книжки и личный дневник профессора — классика жанра. Там, естественно, тайные знаки. Зомби тоже имеется. Он, к счастью, в клетке. Но трогать его придется. Как и мусорное ведро, битком набитое кровавыми тряпками. Тут вообще все придется трогать. Отличная проверка на брезгливость.
Загадок много, и они разного свойства: есть где применить логику и гибкий ум. Большое удовольствие получаешь от процесса подключения телефона — сложно выбрать из мотка кабелей нужный, да еще и длины не хватает — нужно, чтобы хватило смекалки. Потом телефон, конечно, зазвонит, и вам расскажут шокирующие подробности. Сообразительность, внимательность, память — это здорово тренируется в процессе. Как и способность слаженно играть командой и экспериментировать с разными предметами. Вот простой пример: перед вами обычный компьютер, и он включен, но экран ничего не показывает. Однако там важная программа, которая и синтезирует лекарство от опасного штамма. Как ее увидеть? Черт его знает.
+ Сложные и разноплановые загадки
– Отсутствие саундтрека

Макета

Insomnia G.B.
"Я нашел ipod! Ой, он, наверное, не участвует в игре, а просто проигрывает музыку".
Тоже час, тоже загадки, тоже команда из четырех – шести человек. Но квест разворачивается в игрушечном городе, созданном на большом столе, — действовать придется аккуратно, чтобы ничего не сломать. Вы играете в темноте — в команде есть только один фонарь.
Это развлечение — идеальный способ окунуться в детство. Игрушечный миниатюрный город, наполненный детально проработанными декорациями, тайнами и загадками, в котором вам, огромным великанам, и придется действовать, здорово к этому располагает. Надо не только погрузиться в сказочную атмосферу давно покинутого заснеженного поселения, но и попытаться снова вдохнуть в него жизнь. Для этого надо знать азбуку Морзе, разбираться в строительстве железнодорожных мостов и представлять, кто вообще живет в городе.
Есть только один досадный нюанс: вы не поймете, что квест кончился. Оператор никак не следит за игрой — камер нет, час тоже никто не отсчитывает. Вы, в общем, предоставлены сами себе. Загадки простые — идеальный вариант для начинающей команды. Примечательно, что квест начинается еще по дороге из метро: путь к зданию, где находится квест, проходит в умопомрачительной атмосфере заброшенного заводского района.
+ Необычная форма квеста
– Неудобное расположение

Пиратское сокровище

iLocked
"Ни в коем случае не снимайте канат со стены, не раскидывайте по комнате шарики, не берите с собой вещи из одной комнаты в другую и не оставляйте в предыдущей локации участников — входить в каждую комнату только вместе! И обязательно наденьте каску!"
Не снимать, не брать, не оставлять, не раскидывать — от того, что в этом квесте нельзя делать, начинает кружиться голова. Возникает вопрос: подождите, а что все–таки можно? Можно и нужно поскорее выйти из плена пиратов, предварительно прощупав скелет из первой комнаты. Всего их три, и это, к сожалению, только его портит: в итоге 70% разгадок сводится к тому, что вам нужно открыть различные замки — либо с ключами, либо с кодом. Это занятие утомляет и быстро наскучивает — хочется больше драйва и разнообразия. Загадки разгадываются туго: не все очевидно, а то, что очевидно, только кажется простым. Не добавляет радости и антураж: дизайнер либо не старался, либо старался не очень. Станиславский кричит: "Не верю!"
Первое, что делают пираты, — приковывают вас наручниками к тюремной решетке. Откуда она взялась на необитаемом острове — а по легенде вы именно на нем, — большая загадка. Но разгадывать предстоит не ее. Если вы не знаете, чем булинный узел отличает от шкиперского, не подозреваете, как применить швабру в процессе взлома двери, и никогда не ловили рыбу на магнит — вам сюда.
Квест тренирует 3D–видение плоских объектов, учит развинчивать пальмы, уворачиваться от "лазерных" лучей и смотреть по сторонам — за фотографии в Instagram прямо из комнаты можно получить дополнительные минуты. Мы такой опции были лишены — хозяева других квестов учат, что брать с собой телефон нельзя, и у нас выработался рефлекс оставлять их за дверью.
+ Много комнат
– Непродуманный антураж