Жители Петербурга начали тратить больше денег на продукты

Автор фото: Коньков Сергей

Жители Петербурга стали больше тратить на продукты, сократив при этом затраты на непродовольственные товары.  Производители в ответ разрабатывают линейки дешевых продуктов и товаров, а ретейлеры корректируют ассортимент в пользу недорогих позиций.

В январе 2015 года специалисты "Петростата" впервые за 2 года зафиксировали сильное снижение оборота петербургской розничной торговли — на 7,9% по сравнению с январем 2014 года, до 77,9 млрд рублей. Одновременно в общей структуре рынка доля затрат на продовольствие постепенно растет и сейчас составляет 37%, то есть петербуржцы сокращают затраты на непродовольственные товары.

Реакция на рост цен

По данным опроса Nielsen , призванного выявить, как именно потребители адаптируются к росту цен, экономить стали 68% потребителей. Ограничиваются самым необходимым при покупках 31% опрошенных, 27% потребителей пытаются экономить, выбирая товары по промо-акциям, и 10% стали реже посещать магазины.
Схожие потребительские настроения зафиксировали и ретейлеры. Так, в магазинах сети "Юлмарт" заметно увеличился спрос на товары из раздела "дисконт": выручка от продаж уцененной техники в январе–феврале 2015 года выросла на 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, подсчитали в компании.
В ответ на повышенный спрос на недорогую технику "Юлмарт" меняет ассортимент собственного бренда компьютерной техники MicroXperts, увеличивая на 30% наполнение в низком (до 18 тыс. рублей) и среднем (18–26 тыс. рублей) ценовых диапазонах. Одновременно ассортимент в сегменте компьютеров премиум–класса (от 50 тыс. рублей) компания будет сокращать.

Без переплат за имя

В свете роста цен на импортную технику потребители предпочитают не переплачивать за бренд и чаще делают выбор в пользу дешевых моделей.
"Доля товаров В– брендов в общем объеме продаж в 2014 году в Петербурге уверенно росла — с 30 до 40% в натуральном выражении и с 15 до 19% в денежном выражении", — приводит данные Виктор Луканин, исполнительный вице–президент "Евросети". Соответственно, доля А–брендов на рынке смартфонов Петербурга снизилась в натуральном выражении с 70 до 60% и в денежном выражении — с 85 до 81%.
"При аналогичном качестве и технических характеристиках стоимость устройств новых брендов порой в разы меньше, чем продукции А–класса, поэтому потребители все чаще делают выбор в их пользу, — объясняет Виктор Луканин, — так, экономичный бренд Fly вошел в тройку лидеров российского рынка смартфонов по итогам 2014 года".
"Сейчас существует некоторый провал в продажах", — признает Иван Липай, глава офиса Philips в Северо–Западном федеральном округе, но объясняет снижение спроса ажиотажными продажами в конце 2014 года.
В то же время в "Юлмарте" подчеркивают, что, несмотря на востребованность В–брендов, из–за массовых банкротств этих производителей возможно сокращение их доли на рынке. У них нет большого запаса прочности, возможности дотировать низкие цены, которой обладают производители А–брендов, считают в компании.
Уже сейчас в смартфонах доля В–брендов в портфеле "Юлмарта" упала с 50 до 20%, в планшетах — с 35 до 20%.

Накормить недорого

Компания Danone сейчас разрабатывает линейку недорогих молочных продуктов. "Мы понимаем, что ситуация для покупателей становится сложной, поэтому анализируем наш портфель и в феврале запустили новые йогурты, цена которых на полке составляет 11–12 рублей", — говорит Томаш Хаджек, управляющий директор Северо–Западного дивизиона компании Danone Россия. "У нас никогда не будет самого дешевого продукта, но как вариант для такой линейки может быть разработан новый бренд", — добавляет он.
Однако остальные производители продуктов питания не спешат выводить на рынок новые линейки. "Переплата за бренд в продуктах питания значительно меньше, чем в таких имиджевых вещах, как телефон, поэтому в нашей отрасли нельзя ожидать значительного снижения цен без потери качества", — говорит представитель компании "Равиолло".
Он вспоминает, что в 2008 году в одной из торговых сетей появились пельмени за 39 рублей: "Они вовсе не обрушили рынок, потому что потребитель, с одной стороны, хочет экономить, но с другой стороны — прекрасно понимает стоимость мяса и ниже определенного уровня качества не готов опуститься".
По его данным, " Равиолло" не планирует вводить специальное бюджетное предложение, опасаясь размывания портфеля своих брендов.
Производители пива объясняют нежелание запускать недорогие марки тем, что рынок пива сокращается на протяжении последних лет и это касается даже дешевого сегмента. "Логично, что в этой ситуации пивовары сосредотачиваются на развитии премиальных марок, маржинальность которых выше", — говорит директор по корпоративным отношениям Heineken Russia Кирилл Болматов. Ссылаясь на результаты исследований рынка, он подчеркивает, что на конец 2014 года потребители пива были склонны скорее реже покупать любимые марки, нежели переключаться на более дешевые варианты.
Эксперты говорят о смещении спроса в более низкий ценовой сегмент: потребитель ищет что подешевле и покупает меньше и реже. Очень вероятно, что сейчас вырастут продажи собственных торговых марок розничных сетей и вытеснят слабые "безымиджевые" марки. Мы ожидаем временного перераспределения спроса между продуктами внутри нашего ассортимента. В ответ на кризис мы сдерживаем цены на продукцию уже более года. Кроме того, мы пересмотрели политику в области акций в торговых точках. Для тех, кто хочет сэкономить на стоимости одной покупки, мы предлагаем то же "Посиделкино" в мини–упаковке.
Антон Купцов
директор по маркетингу КО "Любимый край"
Средний чек вырос пропорционально повышению цен на импортные товары, но при этом сократилось количество позиций в чеке. Очевидно, что сильно пострадает сектор планшетов, ноутбуков, другой электроники, которую люди покупают для развлечения. В сегменте DIY мы не прогнозируем провала продаж, наоборот, в кризис люди больше делают своими руками. От производителей мы ожидаем расширения линеек товаров в нижнем ценовом сегменте, но пока этого не случилось. Временное плечо в производстве и логистике не позволяет что–то резко изменить за столь короткий промежуток времени после декабрьской девальвации рубля.
Леонид Довладбегян
директор интернет–магазина "220 Вольт"