Крупнейшая строительная компания России "СУ-155" на грани краха

Автор фото: Саверкин Александр/ИТАР-ТАСС

Крупнейшая строительная компания России — "СУ-155" на грани краха. Группа компаний сообщает, что "дочка" — ООО "СУ-155 Капитал" — не сможет исполнить обязательства по выкупу облигаций на 2,3 млрд рублей в установленный срок. В сообщении группы говорится о неисполнении обязательств по сделкам репо некоторыми профессиональными участниками фондового рынка. Оборот строительной компании в 2013 году составил 115 млрд рублей.

Крупнейшая строительная компания России — "СУ-155" на грани краха. Группа компаний сообщает, что "дочка" — ООО "СУ-155 Капитал" — не сможет исполнить обязательства по выкупу облигаций серий 05, 06, 07 на 2,3 млрд рублей в установленный срок. В сообщении группы говорится о неисполнении обязательств по сделкам репо некоторыми профессиональными участниками фондового рынка.
Выкуп облигаций названных серий у дочерней компании должен был состояться сегодня. 24 февраля в дочерней компании получили уведомления о том, что держатели акций намерены продать облигации всех трех серий на сумму, превышающую 2,3 млрд рублей, по номиналу. По оценке группы компаний, большая часть уведомлений поступила от обладателей облигаций, получивших их с большим дисконтом из-за отказа некоторых профессиональных участников финансового рынка исполнять сделки репо, говорится в сообщении ГК "СУ-155", опубликованном на официальном сайте. Ситуацию с облигациями "дочки" в ГК рассматривают как нестандартную и не соответствующую рыночным принципам и деловому обороту.
Группа компаний подчеркивает, что с 2004 года не допустила ни одной просрочки по выплатам купонного дохода, погашению или выкупу облигаций по требованию владельцев. Группа компаний изучает возможность реструктуризации облигаций и в ближайшее время озвучит предложения перед инвесторами. Также предприятие готовит судебные иски для защиты интересов по сделкам репо с облигациями ООО "СУ-155 Капитал".
Выплаты по облигациям в группе компаний считают приоритетом, однако форс-мажорную ситуацию для "СУ-155 Капитал" спровоцировали необоснованно рискованные операции ее партнеров и неисполнение теми обязательств по сделкам репо. В компании также ссылаются на неблагоприятную экономическую конъюнктуру, которая характеризуется девальвацией рубля, резким ростом ставок, снижением спроса на жилье, приостановкой расчетов с некоторыми бюджетополучателями и санкциями, сказано в официальном сообщении.
В Петербурге компания строит жилые комплексы "Каменка" и "Новая Каменка" рядом с Новоорловским лесопарком. В рамках второго проекта застройщик планирует сдать 1944 квартиры общей площадью свыше 85 тыс. м2, первые 30 выставили на продажу еще в сентябре. Стоимость 1 м2 на старте составляла 54-73,2 тыс. рублей. Окончательное завершение стройки 19-этажного панельного дома запланировано на II квартал 2017 года.  
10 февраля компания сообщила о запуске программы по продаже квартир в этих жилых комплексах в рассрочку, в том числе и в беспроцентную. Однако в последнем случае требовался первоначальный взнос не менее 70%.
Ввод новых площадей в Петербурге возникшие сегодня трудности не осложнят, уверили dp.ru в пресс-службе компании, поскольку это "разные финансовые потоки". В пресс-службе компании уже готовят комментарий для dp.ru, сообщил по телефону официальный представитель "СУ-155".
"Нам всем сегодня непросто, конечно, но, учитывая, что у компании достаточно разветвленная структура, ей все же несколько проще справляться с подобными проблемами, — говорит вице-президент Объединения строителей Петербурга Алексей Белоусов. — Локальные проблемы "дочек" можно решить с помощью всей сети. Им проще привлечь дополнительные средства. По нашим оценкам, исходя из общей ситуации на рынке, масштаб проблем "СУ-155" преувеличен. Если компания работает, продает квартиры, то она со своими обязательствами по облигациям справится".
"В целом информация о доходности девелоперской деятельности уже давно сильно преувеличена, она становится все менее прибыльной из-за большого количества так называемых социальных обязательств, их власти стали накладывать на девелоперов все больше и больше. Экономическая ситуация, резко изменившаяся в последнее время, обострила все существующие у отрасли проблемы, — говорит президент NAI Becar Александр Шарапов. — Справиться с ними, в том числе и "СУ-155," поможет лишь существенная поддержка государства".
Еще один участник рынка недвижимости, попросивший не указывать его имя, прогнозирует волну банкротств в строительной отрасли, называя "СУ-155" возможной первой ласточкой. "Конечно, такого ужаса, как в 2008-2009 годах, не будет, но совсем без банкроств не обойдется: участники строительного рынка сильно закредитованы, а ставки везде повысились. По-хорошему я бы посоветовал сейчас покупать квартиры только в готовых домах", — говорит выскопоставленный представитель крупной компании.
По его словам, информация о финансовых проблемах "СУ-155" в среде строителей была еще осенью — в сентябре перед одним из подрядчиков компания начала допускать просрочки платежей. Начиная с ноября-декабря в "СУ-155" происходили частичные невыплаты зарплаты, говорит он. В 2008-2009 годах компания с большим трудом вылезла из кризиса, получив при поддержке правительства Москвы заказы Минобороны. Получится ли выбраться сейчас — непонятно, рассуждает источник dp.ru. Известно, что правительство Московской области очень беспокоится из-за возможного банкротства компании — им не нужны проблемы с дольщиками.                    
Ранее сообщалось, что в марте Московский арбитражный суд рассмотрит иск о банкротстве "СУ-155". Об этом информационные агентства писали со ссылкой на главу Госстройнадзора Московской области Валентина Николаева в пятницу. У компании, по его словам, было 25 млн рублей неоплаченных штрафов, иск о банкротстве был подан в конце 2014 года. На тот момент компания уже выплатила треть штрафных санкций, отметил чиновник.
На сайте застройщика в тот же день появилось сообщение о том, что иск контролирующего ведомства компания считает юридически ничтожным и бесперспективным, поскольку по закону штрафы и неустойки не могут служить основанием для "определения признаков наличия банкротства должника".
Кроме того, в конце ноября сообщалось об обыске в офисе "СУ-155". СКР, в частности, заподозрил другую "дочку" строительной фирмы — ЗАО "Домодедовский завод железобетонных изделий" — в сокрытии более 2,3 млрд рублей. По данным следствия, с 18 марта 2013 года по 1 апреля 2014 года у завода формировалась задолженность по налогам перед бюджетом на сумму 212,2 млн рублей.
Оборот строительной компании в 2013 году составил 115 млрд рублей. Состояние основного акционера Михаила Балакина в 2014 году оценивалось в $1,9 млрд, он занимает 52-ю строчку в рейтинге российского Forbes.
ГК "СУ-155" включена в список системообразующих предприятий, претендующих на государственную поддержку. Минэкономразвития опубликовало перечень из 199 претендентов в начале февраля.