Чиновники пообещали помощь петербургским кутюрье

Автор фото: Ковалев Петр
Круглый стол "Индустрия моды в Санкт-Петербурге" в Торгово-промышленной палате (ТПП).

Чиновники пообещали помощь петербургским кутюрье, которые мечтают превратить Петербург во второй Милан. Те в свою очередь жалуются: текстильная промышленность не удовлетворяет запросы дизайнеров, индустрию ждет кадровый голод, а затраты на рекламу, без которой невозможны продажи, неподъемны.

Участники рынка индустрии моды собрались обсудить проблемы бизнеса в Санкт–Петербургской торгово–промышленной палате, прочитав в "ДП" колонку под названием "Почему Петербург не Милан". Эта публикация вызвала горячий отклик у модельеров и дизайнеров, которые хотели бы активнее производить и продавать свою продукцию в Петербурге. Главный тезис встречи — "творить можем, но нужны ресурсы" — дизайнеры и маркетологи обсудили с представителями власти: представителем КРППР Николаем Яковлевым и представителями Минпромторга по Северо–Западу Юрием Романовым и Юрием Докукиным.

Формулируйте четче

Николай Яковлев заявил: "Власть готова пойти навстречу представителям модной индустрии. Нужны конкретные предложения, чтобы запустить административные механизмы". Он сообщил, что город разработал несколько программ поддержки бизнеса, прием заявок на которые начнется в апреле–мае. Работникам отрасли можно рассчитывать на компенсации своих затрат: до 350 тыс. рублей — на участие в выставках, до 150 тыс. рублей — на ставки аренды торговых и производственных площадей, до 5 млн рублей — на компенсацию лизинговых платежей для производственных компаний и до 90% — на субсидирование кредитной ставки. Чиновник также подтвердил, что инициированный комитетом проект "№35", где дизайнеры Петербурга смогут бесплатно выставлять коллекции в Гостином Дворе, близок к запуску.
"Прием заявок уже начался, вскоре экспертная комиссия отберет 25–30 дизайнеров, зарегистрированных либо как юридическое лицо, либо в качестве предпринимателя. Проект нужен, чтобы посмотреть срез: кто непосредственно сейчас олицетворяет моду в городе", — подчеркнул Николай Яковлев. Директор по развитию ОАО "Большой Гостиный Двор" Татьяна Кузьмина заверила: площадка на втором этаже Невской линии готова и ждет модельеров. На новость собравшиеся отреагировали страстно. "В комиссию конкурса должны войти специалисты, которые отберут дизайнеров, способных работать на бренд Петербурга", — подытожил генеральный продюсер Aurora Fashion Week Russia Артем Балаев. "В Гостином Дворе мы должны создать музей, чтобы не стыдно было туда пригласить французов, итальянцев, американцев!" — добавил Сергей Луковский, режиссер агентства Andy Fiord Fashion Advertising.

Где российский продукт

Кутюрье уверены: в связи с сокращением из–за санкций числа импортных брендов в России власти вскоре спросят, кто из российских компаний шьет модную одежду и где ее продают.
Главная проблема: шить в России невыгодно из–за отсутствия тканей нужного качества (к примеру, рулон итальянской материи стоит 1 тыс. евро), портных высокого класса и рекламных бюджетов, способных раскручивать бренды петербургских дизайнеров. Вместе с тем участники встречи отметили, что город сохранил легкую промышленность, работают три профильных вуза. Индустрии нужны специалисты с профессионально–техническим образованием: конструкторы, инженеры одежды, портные. "Образование по этим специальностям должно быть бесплатное. Вузы же выпускают по 100 дизайнеров–платников в год, но куда деваются эти люди?" — сокрушенно обсуждали участники круглого стола. "Наличие множества школ — это еще не наличие школы!" — резюмировала Ольга Калашникова, руководитель "Французского института моды Mod’Art".
Выпускникам для работы нужны пространства со сниженной арендной платой или вовсе без нее, хорошо оборудованные технически, чтобы через 2 года показать результат в виде востребованных коллекций", — резюмировала профессор кафедры "Дизайн костюма" СПбГЭУ Влада Липская. На эти предложения Николай Яковлев ответил, что эффективнее окажется субсидирование ставок аренды, чтобы каждый дизайнер самостоятельно мог выбрать подходящее место для обустройства своей мастерской.
Был также поднят вопрос, как сделать Неделю моды в Петербурге конкурентоспособной по отношению к неделям моды в Милане, Париже, Лондоне и Нью–Йорке.
Прозвучало предложение определиться с единым временем проведения такой недели в городе.
Директор Модного дома Лилии Киселенко Ирина Селюта предложила вкладывать деньги в рекламу модных домов, если они хотят не только участвовать в неделях моды, но и продавать модели иностранным оптовикам. "Вы сделайте достойную коллекцию, тогда о вас напишут иностранные СМИ и вас купят заграничные магазины", — не без иронии подытожил Сергей Луковский, закрывая обсуждение темы.
По окончании дискуссии, которая длилась больше 2,5 часа, ее участники пришли к выводу, что пока российская индустрия моды в качестве перспективного бизнеса непривлекательна для инвесторов. Изменить ситуацию может помощь города, который, снизив налоги для производственников, мог бы дать им шанс превратить Петербург в модную столицу.

Рынок моды

Ориентировочная оценка оборота петербургских дизайнеров за 2014 год составляет около 650 млн рублей. Приблизительная оценка объема рынка легкой промышленности в России в 2014 году составила около 2,0–2,3 трлн рублей.
В Петербурге с 2013 года создан закрытый профессиональный союз–клуб Fashion Syndicate St. Petersburg, лоббирующий интересы участников модной индустрии города, связанные с оптимизацией затрат на организацию продаж и продвижение проектов членов синдиката: руководителей и владельцев дизайнерских марок.
На сентябрь 2014 года количество участников и партнеров объединения насчитывало 30 дизайнеров и организаций, например, Vikki TM, Harlen TM, Fabric Fancy TM.
В городе 25 ведущих модных домов, среди которых модные дома Татьяны Котеговой, Татьяны Парфеновой, Лилии Киселенко, Дмитрия Хамова, Наталии Квасовой, Яниса Чамалиди, Стаса Лопаткина, Екатерины Смолиной, Владислава Аксенова и другие.