Трассу Выборг — Светогорск не будут ремонтировать из-за бюрократических проволочек

Автор фото: Интерпресс

Дорога Выборг — Светогорск к границе с Финляндией оказалась ничьей. Власти Ленобласти передали ее в федеральное ведение Росавтодора, но там объект пока не приняли на баланс. На срочный ремонт разбитой дороги нужен 1 млрд рублей, но в этом году не выделят ни копейки.

Как выяснил dp.ru, трасса Выборг — Светогорск из-за бюрократических проволочек оказалась практически бесхозной. До сих пор она была региональной и находилась на балансе правительства Ленинградской области, которое и занималось ремонтом. Теперь же дорога "ничья".
Трасса Выборг — Светогорск — это участок дороги, ведущий к границе с Финляндией — к пункту пропуска Светогорск — Иматра, где находится ближайший к Петербургу финский город, Иматра, популярный у любителей шоп-туров. Ежедневно по дороге проходит до 4 тыс. автомобилей, и многие из них — грузовые. Пик загруженности трассы приходится, как правило, на субботу, когда перед пунктом пропуска выстраиваются многокилометровые пробки.
Многие годы на дороге проводился только небольшой ямочный ремонт. Причем последний раз дорогу ремонтировали еще в 2013 году, после того как она была признана ненормативной. На деле это означало ямы кое-где глубиной около метра, которые надо было объезжать по обочине. Тогда на работы выделили 113 млн рублей. Конкурс выиграло ООО "Строительная компания "Гермес". Дорожники заменили асфальт на участке от 41-го до 48-го км, а от 14-го до 41-го км отремонтировали аварийные места общей площадью 53 тыс. м2. Однако уже через год там снова появились ямы, а разметка стерлась. В 2014 году опять проводился ямочный ремонт, результатов которого снова не видно.
На реконструкцию трассы Выборг — Светогорск сегодня требуется около 1 млрд рублей. Состояние трассы оставляет желать лучшего, а автомобилисты, особенно в темное время, ломают машины и пробивают колеса на ямах и ухабах. Ранее владельцы компаний, занятых грузовыми перевозками, не раз жаловались на состояние дороги. Как отмечает гендиректор транспортного ЗАО "Мидас" Михаил Климов, его машины — контейнеровозы — едут сейчас по этой дороге на минимальной скорости из-за очень плохого покрытия. "Асфальт там сошел вместе со снегом", — шутит предприниматель.
Еще в 2008 году власти Ленобласти признали, что у них не хватает денег на содержание этой дороги, и начали требовать ее перевода в статус федеральной. В таком случае дорога переходит на баланс Федерального дорожного агентства (Росавтодор). В регионе оно представлено ФКУ "СевЗапУпрАвтоДор".
Окончательная договоренность о передаче трассы была достигнута в 2013 году после визита министра транспорта Максима Соколова в Ленобласть. 29 августа 2014 года Росавтодор выразил согласие на перевод дороги из областной собственности в федеральную и сообщил об этом в письме Росимуществу. Затем 8 октября Росимущество поручило решить этот вопрос своему территориальному управлению в Ленобласти.
Однако, как выяснил dp.ru, передача так и не произошла. Между тем власти Ленобласти рассчитывали на нее и тратили на ремонт дороги в 2014 году минимальные суммы. На 2015 год в областном бюджете финансирование трассы Выборг — Светогорск вообще не запланировано.
"На сегодня ФКУ "СевЗапУпрАвтоДор" не выразило согласие на принятие этой автомобильной дороги, но мы продолжаем взаимодействие", — рассказали в комитете по дорожному хозяйству Ленинградской области.
Чтобы передача произошла, "СевЗапУпрАвтоДор" должен направить обращение в территориальное управление Росимущества в Ленобласти. Только после этого право на оперативное управление трассой закрепят за Росавтодором. Такое обращение пока не отправлено, говорят в комитете.
В "СевЗапУпрАвтоДоре" подтвердили dp.ru, что трасса пока не переведена в статус федеральной, однако оперативно рассказать о деталях этого процесса не смогли.
В Росавтодоре утверждают, что оперативность решения проблемы полностью зависит от действия местных властей. "Законодательство сохраняет за местной администрацией обязанность по обслуживанию трассы Выборг–Светогорск до момента ее передачи в федеральную собственность. Решение о передаче принимает Правительство РФ. Придать дороге федеральный статус сегодня не позволяет отсутствие надлежащего пакета правоустанавливающих документов на земельные участки, относящиеся к полосе отвода указанной дороги, который необходим для регистрации дороги и постановки ее на учет. Соответствующие замечания ФКУ "Севзапуправтодор" представил администрации субъекта. Сейчас Правительство Ленинградской области совместно с учреждением устраняет данное юридическое препятствие. После этого ФКУ "Севзапуправтодор" получит право принять дорогу на собственный баланс", - сказали в Росавтодоре.
В соответствии с требованиями к федеральным трассам, "СевЗапУпрАвтоДор" должен будет изыскать нужные суммы и нанести износостойкую разметку, а также организовать освещение. Для этого заказчику понадобится объявить конкурс на ремонт и содержание трассы. Сейчас почти на всех федеральных трассах, соединяющих Петербург и Финляндию, в качестве генерального подрядчика строительные работы ведет ЗАО "ВАД".
Как отмечают в Росавтодоре, сначала дорога должна получить статус федеральной, а потом уже будет выделено финансирование. "Росавтодор готов инициировать выделение денег на ремонт и содержание трассы Выборг–Светогорск из федерального бюджета. Однако данная процедура возможна только после передачи от региона всех необходимых документов на дорогу. При всем желании федеральных дорожников оказать помощь коллегам из Северо-Запада, законодательство не предусматривает выделение федеральных средств на объекты, которые продолжают находиться на балансе местных властей", - сказали там.
Протяженность трассы Выборг — Светогорск составляет почти 100 км. Обгон на большей части этой двухполосной дороги запрещен. На ней располагается и проблемный мост через реку Сторожевая. Новый мост начали строить в конце 2010-х годов, финансирование частично шло от ЕБРР. Однако в силу очень разных причин строительство этого моста сейчас далеко от завершения, а западные санкции могут поставить проект на долгую паузу.
В правительстве Ленобласти говорят, что в крайнем случае готовы ремонтировать проезжую часть трассы силами государственного предприятия "Выборгское ДРЭУ" за счет денег, предусмотренных в действующем контракте на содержание региональных дорог Выборгского района. Но надо понимать, что кардинально эти скромные региональные работы никак не повлияют на состояние дороги. Еще как минимум год автомобилистам предстоит преодолевать ямы и ухабы на бесхозной дороге.