Зачем крупные продуктовые магазины замораживают цены

Автор фото: Рюмин Александр/ТАСС

Бизнес осознал по каким правилам надо играть с российской властью. Ретейлеры поняли, что лучше пожертвовать небольшой наценкой на узкий круг товаров. Дешевле выйдет. Иначе могут и доктора прислать — придет в гости ФАС и обвинит в картельном сговоре.

На этой неделе крупнейшие российские сети из Ассоциации компаний розничной торговли (в нее входят в том числе "Магнит", X5 Retail Group, "Ашан", "Дикси" и Metro Cash & Carry) объявили о заморозке цен на социально значимые продукты. Пока конкретный список таких продуктов не составлен, планируется, что сети будут формировать социальную корзину самостоятельно. Разумеется, в нее не попадут пармезан, икра и пирожные, хотя не исключено, что для кого–то эти продукты более важны, чем хлеб, молоко и гречка. Срок ценовой заморозки — 2 месяца. Что ж, инициатива ретейлеров похвальна, на первый взгляд. Все думали, что сетевики — деляги, спекулянты и рвачи, которым есть дело только до наживы, а на покупателя плевать, а оказалось, что это совсем–совсем не так. Оказалось, что они социально ответственны и готовы жертвовать прибылью в тяжелое для страны время. Но это лишь с одной стороны. С другой — все это выглядит хитрым ходом. Ну, во–первых, почему бы не заморозить цены на пару месяцев, учитывая, что курс рубля последнее время стабилен, а цены на социально значимые и незначимые товары были ранее успешно повышены в среднем в 2 раза. Во–вторых, объявляя о заморозке цен, ретейлеры играют на опережение, показывая властям: видите, мы самостоятельно, без давления сверху, заботимся о населении. На самом же деле сети просто пытаются не допустить государство на свою территорию, ведь предложения о госрегулировании цен в российской рознице звучат регулярно.
Или же вот другой пример. Во вторник депутаты Государственной думы решили сами себе урезать зарплату на 10%.
Правда, можно вспомнить, что всего за несколько месяцев до этого депутатское жалованье выросло с 253 тыс. до 420 тыс. рублей.
Почин продуктовых ретейлеров подхватили продавцы лекарств. Ряд аптечных сетей заявили в среду, что решили заморозить цены на весь перечень жизненно важных лекарственных препаратов. Ранее и Владимир Путин, и Дмитрий Медведев уже высказывались по поводу роста цен на лекарства. Так, 23 февраля президент России поручил правительству организовать мониторинг розничных цен на лекарства и каждый месяц представлять соответствующий доклад.
Такое ощущение, что теперь бизнес осознал, по каким правилам надо играть с российской властью. Ретейлеры сообразили, что лучше иногда пожертвовать небольшой наценкой на узкий круг товаров. Дешевле выйдет. Иначе ведь могут и доктора прислать — придет в гости Федеральная антимонопольная служба и обвинит в картельном сговоре. Не дай бог дойдет дело до президента. И тогда мы услышим: "Вы что, с ума сошли? Почему хлеб подорожал на 200%?!"