Где теперь искать стартовый капитал

Автор фото: Бобылев Сергей/ТАСС

Корреспондент "ДП" Анастасия Жигач - о том, где в кризис искать стартовый капитал.

Золотое правило трех "Ф" гласит, что есть три непересыхающих источника инвестиций: fools, friends, family, то есть дураки, друзья и родственники. Именно они обычно верят в начинающих предпринимателей настолько, что доверяют им свои деньги для старта. Во времена относительной стабильности к этому прибавляются еще гранты, банковские кредиты, средства частных инвесторов, призовые фонды конкурсов и программы акселерации при инкубаторах и венчурных фондах.
Кризис, конечно, вносит коррективы: шансы найти деньги для реализации проекта уменьшаются. Банки не спешат дать кредит. Но еще меньше охоты его брать: дорого. Частные инвесторы лишний раз не рискуют, стали скупее бизнес–ангелы, сворачиваются программы выдачи грантов. Все это на фоне того, что деньги обесцениваются и теперь на развитие проектов нужно — в рублях — все больше и больше.
Впрочем, в темном царстве полагается быть лучу света. Хорошая новость состоит в том, что начинающим рокфеллерам все же есть куда пойти за стартовым капиталом.
Известный петербургский предприниматель и бизнес–тренер Владимир Маринович на вопрос, где взять деньги для стартапа, отвечает конкретно: в Петербурге надо обращаться к Михаилу Подгаецу из Санкт–Петербургской организации бизнес–ангелов (СОБА), в Москве — к Аркадию Морейнису из "Темной стороны". "Пусть кризис урезал возможности, но интересные проекты все равно получат инвестиции: главное, чтобы это было нужно рынку", — уверен Маринович.
Эту позицию подтверждает и представитель Фонда развития интернет–инициатив (ФРИИ) в Петербурге Николай Страх: "Сейчас уже можно говорить, что после черного вторника ситуация кардинально не изменилась: ушли некоторые игроки, сильно завязанные на рублевых активах, зато активизировались те, кто управлял валютными бюджетами". В 2015 году ФРИИ готов инвестировать до 250 млн рублей — не меньше, чем в предыдущие годы.
Что касается петербургского венчурного фонда iDealMachine, он уже в январе инвестировал несколько десятков тысяч долларов в два стартапа: Style&Go и Ingredients.pro.
Не стоит забывать и про площадки для коллективных инвестиций. Как известно, кризис людей сближает. "Платежеспособность населения, конечно, падает, но главная сила краудфандинга — множество микроплатежей от множества людей", — напоминает ведущий специалист по краудфандингу платформы Boomstarter Михаил Зельдин. По его словам, в тяжелый для России 2014 год объем краудфандинговых сборов в стране вырос более чем в 2,5 раза.