Производители продуктов питания резко повышают цены из-за девальвации рубля

Автор фото: Ермохин Сергей

Производители продуктов питания резко повышают цены, объясняя это высокой долей валютной составляющей в себестоимости продукции. Торговые сети, не желая поступаться маржой, также увеличивают наценку и в итоге теряют потребителей.

По данным Росстата , индекс потребительских цен с начала года составил 104,8%. По некоторым продуктам питания розничные цены выросли почти на 50%. Лидером по росту цен в списке продуктов, которые еженедельно мониторит Минсельхоз, стала капуста белокочанная (+46%), огурцы (+38,9%), помидоры (+38,6%), лук репчатый (29,8%). Торговые сети обеспокоены ростом закупочных цен. Производители, в свою очередь, объясняют это высокой долей валютной составляющей в себестоимости продукции. При этом и для тех и для других остро стоит вопрос сохранения маржи, ведь региональные власти настаивают на том, что рост цен надо остановить. Тем временем потребительский спрос падает, что чревато проблемами для всех участников дискуссии.

"Мой джекпот!"

Сразу несколько крупных розничных сетей подтвердили "ДП" информацию о продолжающемся росте закупочных цен. Поставщики и производители ежедневно уведомляют розницу о повышении цен на их товары. "Уже непонятны причины роста цен: сырье, оборудование, дефицит, долги по кредитам, страх за будущее… Такое чувство, что отечественные производители действуют по принципу: "Я должен заработать все сейчас и сразу — это мой джекпот!" — возмущена руководитель отдела закупок ТД "Интерторг" (сети "Народная семья", "Идея", Spar) Ольга Голиус.
В качестве примера топ–менеджер рассказала, что концерн "Калина" (ТМ "Бархатные ручки") рассылает письма о подорожании продукции (от 40 до 100%) "с просьбой войти в положение". Поэтому международный производитель P&G (ТМ Gillet, Old Space) еще гуманен в своих намерениях, считает Ольга Голиус.
В "Ленте" сообщили, что российские производители стали повышать цены с начала этого года. О повышении заявили поставщики кондитерских и хлебобулочных изделий, рыбы. Наиболее сложная ситуация с овощами и фруктами. Рост цен на них в основном связан с сезонными изменениями.
К середине зимы заканчиваются основные запасы российских овощей и фруктов. Из–за этого каждый год наблюдается некоторый рост цен. "Чаще всего поставщики ссылаются на значительное снижение курса рубля относительно основных валют", — говорит представитель сети "Лента" Яна Могилева.
В январе 2015 года поставщики подняли цены на импортные томаты и перец сладкий из–за плохих погодных условий в Марокко, Израиле и Турции. В российских теплицах только начинается сбор томата после зимнего перерыва.
В "Дикси" также отмечают, что растут закупочные цены на отечественную продукцию. По словам представителя сети Екатерины Куманиной, среди аргументов производителей хлеба — подорожание сырья для их производства: муки, дрожжей, сахара. Овощи "борщевого" набора в течение всего года обеспечивают российские поставщики, но и они ссылаются на изменение стоимости импортных семян, увеличение тарифов на электроэнергию и логистических затрат.
Региональные сети для противостояния крупным поставщикам стали объединяться в союзы и кооперативы. Например, пять архангельских и вологодских сетей вошли в потребобщество "РОСТ" (29 сетей с общим оборотом $3 млрд).

Курсовые качели

Поставщики и производители объясняют рост цен высокой долей импортной составляющей в себестоимости продукции. В "Руспродсоюзе" сообщили, что, например, в себестоимости птицы эта доля достигает 80%, в растениеводстве — около 70% себестоимости либо прямо зависит от импорта, либо (как в случае с минудобрениями) привязано к курсу национальной валюты и мировой конъюнктуре.
"В ситуации "курсовых качелей" и сетям, и производителям предстоит жить еще какое–то время, поэтому принятый срок рассмотрения новых цен 14 дней (об этом в декабре отрасли договорились в рамках Межотраслевого экспертного совета. — Ред.) проблему курсовых рисков полностью не снял", — говорит председатель правления ассоциации производителей и поставщиков продтоваров "Руспродсоюза" Максим Протасов.
Отечественные производители говорят, что с крупными сетями в условиях нестабильного рубля работать очень сложно, слишком высокие риски. Председатель совета директоров агрохолдинга "Московский" Евгений Сидоров заявил, что для обеспечения поставок необходимого объема салатов в торговые сети компания обратилась к 60 мелким производителям и никто не откликнулся. Видимо, не хотят работать с сетями, делает вывод топ–менеджер. "Я всеми силами торможу поставки в сети, поставляю в традиционную розницу и HoReCa", — признался в разговоре с "ДП" один из российских производителей.

Давление со всех сторон

Чиновники тоже давят на поставщиков и ретейлеров.
Так, по словам топ–менеджера крупной розничной сети, Минэкономразвития постоянно мониторит регионы по уровню цен, и никто не хочет попасть в первые строчки рейтинга. Чиновники требуют установить минимальные наценки на товары в пределах 10–15%, некоторые даже присылают свои цены на товары.
В Петербурге и Ленобласти отраслевыми комитетами, курирующими розничную торговлю, открыты горячие линии для приема обращений граждан о необоснованном росте цен на продовольственные товары. "Нам намекают, что если сети не будут сдерживать цены, то на них найдется управа", — возмущен топ–менеджер торговой сети.
На отраслевой встрече бизнес–клуба BBCG в начале февраля поставщики и сети пытались найти новую формулу взаимоотношений, но пока безуспешно. Участники рынка понимают, что итоги этого года будет не радужными.
"Существует такое понятие, как "разумная цена", — говорит Ольга Голиус, — люди не готовы тратить 80–100 рублей за 1 кг бананов. Естественно, маржа падает, но и продукты не дешевеют, так как растет цена закупки".
Впрочем, аналитики считают, что пока говорить о падении валовой маржи у ретейлеров рано. Ситуация прояснится после раскрытия отчетности ретейлеров за I квартал. "Риски для снижения валовой маржи, безусловно, есть. Но они в первую очередь существуют для региональных сетей", — говорит старший аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева. По ее мнению, у федеральных сетей, в отличие от региональных, больше поле для маневра. Кроме того, возможность зарабатывать на входных бонусах, которые платят поставщики за право поставить товар на полки, дает им возможность иметь даже отрицательную наценку на некоторые группы социальных товаров.
По прогнозу Минэкономразвития РФ, оборот розничной торговли в 2015 году сократится на 8%. Итоги января уже показали падение на 4,4% (к январю 2014 года). Согласно исследованию Nielsen, 68% потребителей уже стали экономить, а 49% переключились на магазины с более дешевой продукцией. Происходит перераспределение — из супермаркетов в дискаунтеры.

Для просмотра в полном масштабе кликните по инфографике - картинка откроется в новом окне
Есть несколько факторов, которые замедляют процесс импортозамещения. Во–первых, даже в замещенных продуктах высока доля импортной или валютозависимой составляющей. Во–вторых, есть товарные категории, в которых импорт более конкурентоспособен, чем отечественные продукты, или российских аналогов просто не существует. Эти товары продолжают импортироваться. Надо строить промышленные предприятия, но есть проблемы: нет нужного отечественного машиностроения, нет доступа к заемным средствам (высокая процентная ставка).
Максим Протасов
председатель правления ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров "Руспродсоюз"
Если федеральные сети пытаются договариваться с поставщиками, то небольшие игроки такой возможности не имеют. Производитель просто ставит их перед фактом — либо повышать цену, либо оставаться без продукта. Если прекратить работать с "Вимм–Билль–Данн" или Coca–Cola, то наши полки опустеют. И тогда покупатель уйдет в крупные сети, которым с производителями договориться проще, так как методы давления у них равноценны. Например, наша сеть до повышения цен продавала фуру яблок (из Польши) за 5 дней. После повышения — за 15 дней.
Ринат Сулейманов
председатель правления потребительского общества "РОСТ" (объединяет региональные небольшие сети)