Судьба киоска с пирожками

Вопрос сроков аренды земельных участков под временные объекты стал для бизнеса как никогда важным — с 1 марта арендаторы должны будут участвовать в аукционах. Смольный предлагает продлить все договоры на 3 года по упрощенной схеме, но районные администрации нередко отказываются это делать.

На прошлой неделе КУГИ выпустил распоряжение, позволяющее продлевать по упрощенной схеме договоры аренды на 3 года всем владельцам городских ларьков и киосков. Но окончательно судьбу арендаторов решают комиссии в районном КУГИ.
На заседание комиссии в Калининском районе корреспондента "ДП" не пустили. За день до этого в администрации района уверенно сообщили, что завтра никакой комиссии не будет, а дата ее проведения пока не назначена. На предыдущие запросы из администрации отвечали огромным количеством ссылок на местное законодательство, суть которых сводилась к тому, что "комиссия по принятию решений о предоставлении участков в аренду не относится к компетенции администрации Калининского района", — это ведение КУГИ.
Комитет, по отзывам бизнеса, чаще всего разрешает продление — против голосуют именно сотрудники администраций. "Но КУГИ оставляет в распоряжениях лазейки, которые позволяют делать что угодно, — говорит гендиректор сети из 30 павильонов Юрий Рагулин. — Например, в упрощенной схеме продления на 3 года есть пункт "Отсутствие информации от районной администрации о нарушениях арендатором правил уборки, благоустройства и др.". На вопрос, почему он не перейдет в другую сферу, где работается спокойнее, предприниматель отвечает: "Это единственный бизнес, другого у нас нет".
По словам владельцев киосков, им о мероприятии сообщили за полчаса до конца предыдущего рабочего дня.

Граффити и козырьки

Коридор перед входом в кабинет, где заседают чиновники, напоминает поликлинику. Предприниматели сидят и стоят у входа, не снимая курток, зажав в руках папки документов и фотографии киосков, как медицинские карты. Владелец сети павильонов Станислав Жакалов рассказывает об опыте "борьбы с системой" и новеллах в законодательстве, показывая фотографии: "Вот тут у нас придрались к козырькам на киоске, тут к подставкам для сумочек — все убрали, граффити закрасили". Он говорит, что теперь, после изменения норм Земельного кодекса, перед аукционом ларьки придется сносить, и многие отказываются в это верить.
"Я бы скорее поверил, если бы участки забирали вместе с объектом", — удивляется Дмитрий Юрченко, гендиректор ООО "Сатурн". Он уже 17 лет арендует участок и однажды не обнаружил его в Схеме размещения нестационарных объектов при выходе новой редакции документа. Добившись возвращения в схему, он занялся продлением договора аренды.
О нависающей над мелкой розницей угрозе участия в аукционах у собравшихся мнение однозначное — это все равно что потерять бизнес. "На одном из аукционов за участок площадью 13 м2 ставка дошла до 7 млн рублей в год", — говорит Станислав Жакалов.
Время от времени кто–то выходит из кабинета, и остальные бросаются к нему с вопросами: "Ну как?" Эта комиссия сильно отличается от прочих — на ней присутствуют представители общественности. Вид выходящих предпринимателей — как после бани или исповеди — на побледневших лицах облегчение, отражение недавнего ужаса.
В этот раз комиссия Калининского района продлила договоры всем восьми арендаторам. Три договора одного арендатора — на 11 месяцев, остальные — на 5 лет.
"Сотрудники КУГИ отстаивали каждый объект, — говорит исполнительный директор Союза малых предприятий Владимир Меньшиков. — Договоры продлили всем, некоторым — с условием выполнения одного–двух требований вроде стирания граффити".
Не обошлось без конфликтов. "Нас удалили с комиссии, а потом начальник отдела строительства администрации Татьяна Волкова сообщила, что на три из семи наших участков составлены некие протоколы и продлили их на 11 месяцев вместо 5 лет", — говорит Юрий Рагулин. Протоколы, по словам участника комиссии, отказавшегося представиться, были составлены незадолго до ее начала. Остальные арендаторы в основном удивлялись благоприятному исходу заседания. "Думаю, на комиссию повлияло присутствие представителя омбудсмена и даже то, что корреспондент "ДП" сидел в коридоре, — рассуждает предпринимательница Татьяна Федорова. — Теперь главное — и дальше сохранять этот "росток", хотелось бы работать вместе с властью, а не против".
В коридоре один из владельцев павильонов подмигивает мне: "Мы им вчера сказали, что еще и телевидение приедет".

На крючке

Сейчас, перед вступлением поправок в Земельный кодекс, комиссия стала для бизнеса последней возможностью продлить договор без участия в аукционе.
И возможность эта, говорят сами арендаторы городской земли, весьма зыбкая. По рассказам предпринимателей, отказывают в продлении значительно чаще, чем договоры продлевают. Зачем? Тут у каждого свое мнение. Одни рассказывают, что за несколько дней до комиссии им приходят письма и счета от коммерческих компаний с просьбой перевести средства (от 30 тыс. до 1 млн рублей) и намеками на то, что это поможет сохранить договор. Другие уверены: власти рассчитывают, что бизнес не будет тратить деньги на снос и по окончании срока аренды город получит не просто землю, а благоустроенный участок и торговый объект.
"Начинаешь вкладывать средства — и ты уже на крючке, — подытоживает исполнительный директор ООО "Касталия" Александр Калитаев, чей объект рассматривался на комиссии в Калининском районе 19 февраля. — Городские власти показывают, что лучше нам ограничиться бизнесом на колесах". ООО "Касталия" арендует участок под погрузку твердых бытовых отходов, в его благоустройство компания вложила 20 млн рублей, а снос обошелся бы в 5 млн рублей.
"При этом возле нашего объекта дожди поливают трогательно приделанную к светофору электрическую розетку. Те, у кого есть колеса, приезжают, подключаются и торгуют без всяких договоров", — сетует Александр Калитаев.