Производители систем оповещения включаются в борьбу за госзаказы на 500 млн рублей

Автор фото: meta-spb.com

Производители систем оповещения о чрезвычайных ситуациях включаются в борьбу за петербургские госзаказы. Пока господряды, объем которых до 2017 года может составить 500 млн рублей, достаются в основном ленобластному заводу "Элес".

В ГКУ "Государственный мониторинговый центр (ГМЦ, подведомственно комитету по информатизации и связи) проходит плановая проверка Контрольно-ревизионного управления (КРУ) администрации Петербурга. Но, по данным источников dp.ru в ГМЦ, в этот раз плановая проверка носит особенно тщательный характер, уволен гендиректор ГМЦ Александр Терехов.
Причиной тому стал нашумевший срыв в работе портала государственных услуг в самый ответственный момент – в первый день записи детей в первые классы школы. Dp.ru подробно писал об этом. Так что теперь дополнительное внимание при проверке уделяют госзакупкам. Особенно тщательно, как стало известно dp.ru, изучаются закупки оборудования для региональной автоматизированной системы централизованного оповещения (РАСЦО).

Выгодное оповещение

РАСЦО – это уличные сирены, сеть уличных громкоговорителей и устройства для автоматического оповещения по телефонам, радио и телевизорам. Такие системы регулярно тестируют в Петербурге. Пожилые петербуржцы часто ассоциируют звук, который они издают при тестировании, с предупреждениями о бомбежках в блокаду. Использование такой системы может понадобиться в чрезвычайной ситуации вроде военного вторжения. Но, как показал опыт с работой сайта госзакупок, с чрезвычайными ситуациями в ГМЦ не всегда справляются хорошо.
Между тем, производство оборудования для систем оповещения – выгодный бизнес. Годовой объем этого рынка в Петербурге, - если сложить госзаказы с коммерческими заказами, - оценивается в 500 млн рублей. Причем, в ближайшие годы ожидается значительный рост благодаря подорожанию импортного оборудования после обесценивания рубля. Впрочем, некоторые импортные детали в комплектациях систем заменить на российские невозможно, так как здесь их не производят. Например, важная составляющая, — конденсаторы, — закупается за границей, в основном, в Китае. Из-за подобных деталей и общей инфляции цены на системы растут.
Еще один фактор роста рынка — до 2017 года оператор петербургских систем оповещения ФГУП "Российские сети вещания и оповещения" (подведомственно федеральному агентству "Россвязь") планирует вложить в модернизацию около 500 млн рублей из федерального бюджета.
Кроме госзаказов, значительную долю рынка систем для РАСЦО занимает коммерческий заказ. Все застройщики должны устанавливать системы оповещения на своих объектах. Без этого они не смогут получить разрешение на ввод в эксплуатацию. Это касается любого здания, где бывают люди, будь то жилой дом, бизнес-центр, торговый центр, производство или социальный объект.
Средняя цена одного комплекта — 400 тыс. рублей. Стоимость полностью зависит от масштаба застройки. Так, система для детского садика будет в разы дешевле, а для большого торгового центра может обойтись и в миллион рублей.

В целях повышения эффективности

Сейчас практически единственный поставщик данной продукции по госзаказу — ООО "Элес". Справедливости ради, нужно сказать, что встречаются и другие поставщики, например, "ТД «Автоматика»", научно-технический центр "Протей", Eaton Corporation, ООО "Профит" и другие, но их услуги используются не на строительных объектах. В строительстве "Элес" - единственный поставщик.
Конкурсная документация для поставок зачастую составляется таким образом, что под нее подходит только продукция ленобластного завода "Элес". В документах прямо указывается необходимое оборудование: П166-ВАУ, а его выпускают именно там. В таких случаях неудивительно, что именно "Элес" оказывается победителем конкурсов. При желании примеры подобной документации можно изучить на портале госзакупок, например, прошлогодние разработки проектов для РАСЦО по конкурсу за 1,8 млн рублей и по еще одному аналогичному конкурсу на 1,8 млн рублей или закупка оборудования на 2,5 млн рублей.
В ГМЦ отказались отвечать на вопросы dp.ru и попросили задавать их комитету по информатизации и связи. В комитете утверждают, что средства оповещения П-166 используются "в целях повышение эффективности", поскольку в деле оповещения населения необходима "автоматизация процессов и минимизация влияния человеческого фактора".
"Терминал оповещения П-166Ц используется в качестве управляющего комплекса РАСЦО. Основанием для его внедрения была проектная документация, заказанная городом и отвечающая требованиям МЧС России", — сказали в комитете. Там также пояснили, что по техническим причинам весь спектр оборудования РАСЦО применять невозможно и добавили, что сейчас ведут работы по созданию нового управляющего оборудования РАСЦО на комплексе "Муссон-регион".

Выбор для девелопера

Опрошенные dp.ru девелоперы рассказали, что в ГМЦ традиционно рекомендовали им пользоваться именно услугами "Элеса". "При всех достоинствах этой системы складывается ситуация, когда одна компания становится единственным безальтернативным поставщиком", — сказал один из гендиректоров крупной компании, пожелавший остаться неизвестным. Также среди претензий застройщиков: забюрократизированная и неоперативная выдача справок об установке РАСЦО. Порой это может полностью остановить работу, поскольку на определенном этапе без справок продолжать ее нельзя. Жалуются и на задержки в поставках оборудования.
В компании "Элес" утверждают, что факт их лидерства на рынке госзакупок оборудования для систем оповещения — это исключительно результат их качественной многолетней работы. "Проектировщики вкладывают в проекты оборудование, которое им подходит. Наше оборудование очень хорошо вписывается в их проекты. Оно качественное и выпускается уже 20 лет, применяется по всей России и не только, например, на одной из китайских атомных станций", — сказал заместитель директора "Элеса" Борис Гольдинштейн.
Что касается сроков поставок, руководитель компании заявил, что всегда укладывается в стандартный срок, например, полтора месяца. А если девелопер хочет получить оборудование быстрее, например, за две недели, то это просто невозможно, но вины производителя здесь нет. На остальные вопросы, направленные редакцией в компанию, там пока не ответили.
В Смольном утверждают, что официальных жалоб от застройщиков не получали. Документы девелоперам выдаются бесплатно через ГМЦ со второго полугодия 2014 года. За это время было выдано 230 согласования. Ранее эту функцию выполнял ФГУП "Российские сети вещания и оповещения" (РСВО).

Цифра и аналог

Помимо этого, подключение и управление РАСЦО сейчас организуется только через цифровые каналы связи, например, с помощью оператора "Ростелеком". Эта деталь также прописывается в требованиях к конкурсной документации. Для обслуживания по цифровым каналам на каждом объекте размещается декодер — оборудование с источником бесперебойного питания.
Между тем, ряд экспертов указывают на то, что аналоговый канал (проводной) более надежный и дешевый. Подключение к нему для застройщика и последующее обслуживание для управляющей компании было бы на 30% дешевле, полагают эксперты. К тому же, такое подключение организовывается через ФГУП "РСВО", без привлечения коммерческих структур.
В комитете по информатизации, тем не менее, утверждают, что цифровые технологии — надежнее, лучше защищены от внешнего воздействия и удобнее, тогда как аналоговые сети — это прошлый век, а в новостройках их может и не быть. "Использование цифровых каналов определено в различных концепциях развития современных технологий, в том числе и в сфере оповещения. Застройщик, используя цифровые каналы, одновременно получает пакет телекоммуникационных услуг, таких как интернет, телефония, кабельное телевидение, цифровое телерадиовещание и другие", — утверждают в комитете.

Про конкуренцию

Тем не менее, с тем, что такое положение дел ограничивает конкуренцию на рынке поставщиков оборудования для РАСЦО, согласны даже в самом ФГУП. "Закупка оборудования у одного поставщика делает недоступным рынок Петербурга для других петербургских производителей этого оборудования", — говорит главный инженер петербургского филиала ФГУП РСВО Дмитрий Бородачев.  
Поставлять оборудование могли бы и многие другие крупные игроки рынка, как местные петербургские (например, компания "Мета"), так и производители из других регионов (например, Калужский завод телеграфной аппаратуры, ярославское производство "Сенсор", томская группа компаний "Инком" и другие).
В "Мете", которая, к слову, является не только петербургским производителем, но и дистрибьютором некоторых иностранных производителей, дипломатично отказались обсуждать лидерство "Элеса" в части госзаказов. "Я могу говорить только о своей собственной работе. Бизнес нелегкий, но мы поддерживаем его больше двадцати лет. Сегодня наши заказчики — разные торговые дома, производства, в общем, множество коммерческих структур", — сказал гендиректор компании Александр Рябов. Оборот компании составляет около 100 млн рублей.
Оборот "Элеса" почти в два раза больше — около 180 млн рублей в год. Из них ежегодно, по данным портала госзакупок, до 25 млн рублей (так было в 2013 году) обеспечиваются за счет заказов Смольного в лице ГМЦ. По данным системы "Спарк", компания принадлежит Александру Дегтеву, Борису Гольдинштейну и Юрию Эйдусу.
Вопрос о закупках оборудования находится в ведении начальника сектора развития отдела развития и эксплуатации системы централизованного оповещения ГМЦ Валерия Седухинского. До этого он был главным инженером во ФГУП "Радиотрансляционная сеть Санкт-Петербурга", который после слияния с московским предприятием был переименован в "Российские сети вещания и оповещения". Некоторое время Валерий Седухинский даже был исполняющим обязанности гендиректора ФГУП.
Его увольнение из ФГУП сопровождалось скандалом. Официально это было увольнение по собственному желанию, но, по данным dp.ru, внутри ведомства вскрылись данные о заказах работ у аффилированных фирм, хотя эти работы мог выполнить и сам ФГУП. Там dp.ru эту информацию подтвердили. "Действительно, в период работы Валерия Седухинского в РСВО сторонним подрядчикам заказывались работы, в частности, по измерениям оптоволокна, необходимость в которых отсутствовала, так как они могли проводиться силами самого предприятия. Кроме того, фактическое выполнение этих работ под вопросом", — сказали в РСВО.